Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Банк отказывается оспаривать операции по украденной карте
11.12 потеряла кошелек в метро по дороге на работу. Через час как пришла на работу заметила смс об операциях по банковской карте, поняла что кошелек потеряла. Карту заблокировала, написала в банк заявление об оспаривании операций. Вечером подала заяаление в полицию и отправила в банк. Сегодня пришел ответ из банка: согласно условиям договора напоминаем о необходимости оперативно блокировать карту, а также об ответственности по всем операциям, совершенным с применением оригинальной банковской карты. Что можно им написать, чтобы покупки оспорили и деньги вернули?
- photo_2018-12-14_13-20-14.jpg
Ответ банка на мой запрос:
Оспариваемые операции были совершены при помощи оригинальной банковской карты. В соответствии с условиями обслуживания, («Выпуск Расчетных карт» п.3.8.), подобные операции признаются совершенными клиентом и с его согласия Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с условиями обслуживания («Компрометация» п.6.1.)‚ при обнаружении утери или кражи карты, клиент должен незамедлительно уведомить банк о произошедшем для блокировки. К сожалению, вы обратились в банк для блокировки после того, как были совершены оспариваемые операции. Согласно Федеральному закону № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», обязанность по возмещению суммы операции возникает только в том случае, если Банк не докажет, что был нарушен порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента. В связи с тем, что порядок использования банковской карты был нарушен (несвоевременная блокировка карты) у банка есть основания для отказа в возмещении суммы потери.
Здравствуйте Полина! К сожалению проведенные операции оспорить фактически не возможно. Единственная возможность вернуть деньги — путем возмещения материального ущерба с лица, воспользовавшимся Вашей картой. И то это лишь в случае, если полиция его найдет. ст. 44 УПК РФ:
Статья 44. Гражданский истец
1. Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
2. Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)
Здравствуйте, Полина!
Формально Вы выполнили все возложенные на Вас ст. 9 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О национальной платежной системе» обязанности, а именно уведомили Банк об утрате карты не позднее следующего дня с того момента, как Вам стало известно о несанкционированной операции по банковской карте. Соответственно, согласно п. 15 той же статьи
В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента — физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент — физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом — физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента — физического лица.Вот именно за последнюю выделенную возможность Банк и может зацепиться. Во-первых, они могут настаивать на Вашей вине в выбытии карты из Вашего владения.
Во-вторых, имеет значение, вводился ли пин-код при совершении операций по Вашей карте. Если да, то взыскать деньги с Банка шансов практически нет, поскольку в любых правила пользования картами любого банка есть положение о том, что ответственность за сохранность пин-кода от посторонних лиц несет именно держатель карты.
Здравствуйте, Полина!
В соответствии с требованиями пункта 11 статьи 9 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»,
11. В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.
Уведомление Вы подали в банк вовремя и если, форма такого уведомления предусмотрена Договором с банком, то Вы все сделали по закону. Вместо Договора, банки часто выставляют Клиентам оферту, называемую «Правила или Условия по выпуску банковских карт банком таким — то» (название я привел условное". Как правило, оферту эту можно найти на официальном сайте банка — эмитента банковских карт. Вам нужно найти и почитать эти Правила.
В соответствии с пунктом 12 вышеуказанной статьи данного Закона,
12. После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента в соответствии с частью 11 настоящей статьи оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления.
Насколько я понимаю, уведомили Вы банк уже после того, как денежные средства были незаконно списаны со счета карты лицом, осуществившим незаконный доступ к средствам на карте и действовавшим противоправно.
Или не так было?..
.
В качестве дополнения: списание денежных средств с Вашей карты до момента ее блокирования, с точки зрения закона, со стороны банка являются правомерными.
Вот выдержка из судебной практики:
Полина привожу текст
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 мая 2017 г. N 1145-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ФРОЛОВОЙ ЛЮДМИЛЫ АНДРЕЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЯМИ 11 И 12 СТАТЬИ 9
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ»
То есть, Конституционный суд прямо указывает на отсутствие в действия банка в подобных (Ваших) случаях нарушений. Обязанность банка возместить ущерб была бы в случае, к примеру, электронной ошибкой системы, но ни как не незаконным использованием банковской карты третьим лицом.
Дополнительно следует указать, что реальной положительной практики для Клиентов банка по подобным делам нет