Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Регистрация ИП
Содержание:
- Способы регистрации
- Коды ОКВЭД
- Госпошлина
- Подготовка документов
- Порядок подачи документов
- Получение документов
- Постановка на учет в фондах
- Возможные причины отказа
Регистрация индивидуального предпринимателя (ИП) осуществляется в налоговой инспекции по месту прописки. Стоимость услуги при самостоятельной подаче документов – 800 рублей. Юридические фирмы берут за оформление статуса индивидуального предпринимателя не менее 4000 рублей. Можно справиться и самому, если внимательно подготовить документы для регистрации ИП. Вам в помощь – наша пошаговая инструкция.
Способы регистрации
Есть несколько способов регистрации индивидуального предпринимателя:
- лично;
- удаленно, отправив документы в налоговую:
- по нотариальной доверенности – через представителя.
Доверенность – это письменное уполномочие, которое одно лицо выдает другому для представления интересов перед третьими лицами (ст. 185 Гражданского кодекса РФ).
Коды ОКВЭД
В заявлении на регистрацию ИП в обязательном порядке указывают коды общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), поэтому подобрать их следует еще до заполнения документов.
Код ОКВЭД – номер, соответствующий определенному виду предпринимательской деятельности.
Все коды перечислены в классификаторе, разработанном Минэкономразвития России ( ОК 029-2014). Надо выбирать коды, состоящие из 4 цифр и соответствующие той деятельности, которой планируете заниматься. В заявлении первым указываете код основного вида деятельности, далее – дополнительных (их может быть любое количество).
Госпошлина
Регистрация ИП – платная услуга. Госпошлина за нее составляет 800 рублей (п. 6 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ). Сформировать квитанцию и оплатить ее можно на онлайн-сервисе ФНС.
Коды бюджетной классификации (КБК) при уплате пошлины зависят от того, куда вы будете подавать документы для регистрации ИП:
- в налоговую – 18210807010011000110;
- в МФЦ – 18210807010018000110.
Обязательно сохраните чек, подтверждающий факт уплаты! Его нужно будет предоставить на регистрацию вместе с пакетом документов.
Если вам откажут в регистрации ИП, госпошлина возвращена не будет.
Подготовка документов
Для регистрации ИП потребуются следующие документы (ст. 22.1 129-ФЗ):
- заявление по форме № Р21001;
- ксерокопии всех страниц паспорта (если документы подают не лично, копии нужно нотариально заверить);
- для иностранцев – копия разрешения на временное проживание или вида на жительство (РВП/ВНЖ);
- чек об уплате пошлины;
- копия индивидуального налогового номера (ИНН);
- для тех, кто планирует вести деятельность в сфере медицины (образования, воспитания детей), – справка об отсутствии судимости.
Бизнесмены, желающие применять упрощенную систему налогообложения (УСН), могут дополнительно подать уведомление о переходе на УСН (это необязательно, уведомление можно подавать в течение месяца после регистрации ИП).
Порядок подачи документов
Порядок подачи документов предполагает несколько возможностей:
- Лично – в налоговую по месту жительства или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Адрес своей инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС) можно узнать здесь.
Чтобы избежать длительного стояния в очереди, можно записаться на прием в инспекцию через Интернет.
Процесс регистрации ИП в МФЦ ничем не отличается. К сожалению, многофункциональные центры предоставляют такую услугу не во всех городах, поэтому лучше заранее проконсультироваться на этот счет.
Инспектор примет документы и выдаст расписку в их получении. В расписке должна стоять дата, когда нужно явиться за готовыми документами.
Если хотите применять УСН, подавайте уведомление о переходе в 2 экземплярах! Инспектор на каждом поставит дату принятия, печать и подпись и один экземпляр отдаст обратно. Его нужно хранить в качестве подтверждения перехода на УСН.
- По почте отправлять документы следует на адрес вашей ИФНС ценным письмом с описью вложения. Копии страниц паспорта и подпись заявителя придется заверить нотариально.
Узнать, получили ли в ИФНС ваши документы для регистрации ИП, можно здесь.
- При отправке документов в электронном виде следует обязательно указать адрес электронной почты. На него из налоговой придет расписка в получении документов. Когда регистрация ИП будет оформлена, вам пришлют из ИФНС приглашение явиться к ним и забрать документы. Такой визит нужен, чтобы проверить вашу личность. Когда заявление отправляется с электронной подписью, личный визит необязателен – налоговая может выслать готовые документы почтой.
- Если документы подает представитель по доверенности, придется нотариально заверять копии паспортов доверителя и поверенного, а также подпись доверителя. Саму доверенность тоже нужно оформлять нотариально.
Получение документов
Регистрация ИП в налоговой занимает не более 3 рабочих дней (ч. 3 ст. 22.1 закона 129-ФЗ). Забрать документы можно лично, предъявив паспорт, или попросить направить их вам почтой. В этом случае в заявлении на листе Б укажите цифру «3» («направить по почте»)!
Если фактический адрес проживания отличается от адреса, по которому вы зарегистрированы, для получения по почте документов на фактический адрес нужно подать в ФНС дополнительное заявление по форме № 1А.
После успешной регистрации вам должны выдать:
- лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), где будет указан ваш основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
- уведомление о постановке ИП на учет в ФНС.
Постановка на учет в фондах
После этого вам предстоит регистрация в фондах.
Пенсионный фонд
Налоговая самостоятельно передает сведения об ИП в Пенсионный фонд Российской федерации (ПФР). По почте в течение нескольких недель вам должны прислать уведомление о присвоении регистрационного номера.
Фонд социального страхования
Регистрироваться в Фонде социального страхования (ФСС) обязательно только тем ИП, которые нанимают работников. После заключения первого договора с работником следует предоставить в ФСС:
- заявление;
- сам договор и его копию;
- копию паспорта ИП (страницы с фото и регистрацией);
- копию ИНН ИП;
- копию ОГРН;
- СНИЛС.
В течение месяца вам будет выдано уведомление о постановке на учет.
ИП может добровольно зарегистрировать себя в ФСС, если желает получать пособия по нетрудоспособности и в связи с материнством. В этом случае ежегодно нужно будет уплачивать страховой взнос. Для добровольной регистрации требуется предоставить в ФСС по месту нахождения ИП:
- заявление;
- копию паспорта (страницы с фото и регистрацией);
- копии ИНН и ОГРН.
Оформление документов занимает 3 рабочих дня, после чего вам выдадут уведомление о регистрации с номером застрахованного лица.
«Росстат»
В Федеральную службу государственной статистики («Росстат») сведения об ИП ФНС передает самостоятельно. В течение нескольких недель после регистрации вам должны прислать уведомление о присвоении вам статистических кодов. Если этого не случилось, документ можно получить на сайте, введя свой номер ИНН.
«Роспотребнадзор»
О начале отдельных видов деятельности надо уведомлять и «Роспотребнадзор». Это гостиничные, бытовые услуги, торговля, услуги питания, перевозка пассажиров, производство продуктов, одежды и обуви и др.
Полный список кодов ОКВЭД, при выборе которых требуется подавать уведомление, утвержден Постановлением Правительства № 584.
Уведомление нужно отправлять по месту деятельности ИП после регистрации, но до начала извлечения прибыли:
- лично или через поверенного (в 2 экземплярах, один – себе);
- по почте ценным письмом с описью вложения (сохраните квитанцию, дата в ней – это дата подачи уведомления);
- через портал госуслуг.
Регистрация уведомления занимает до 10 рабочих дней, после чего сведения об ИП публикуются в реестре.
Возможные причины отказа
Отказать в регистрации ИП могут, если (п. 1 ст. 23 129-ФЗ):
- вами не представлены все необходимые документы;
- документы поданы не в тот орган;
- сообщены неверные данные, имеются опечатки или фактические ошибки;
- физлицо уже является ИП;
- физлицо было признано банкротом менее года назад;
- документы не заверены нотариусом (когда это необходимо);
- заявление о регистрации подписано неуполномоченным лицом;
- есть запрет на осуществление предпринимательства;
- была судимость (для отдельных видов деятельности).
Решение об отказе вручается заявителю в течение 3 рабочих дней после подачи документов на регистрацию ИП.
Как видим, процесс регистрации ИП несложен, хотя и требует скрупулезного подхода к подготовке документов. Но если вы ограничены во времени, не хотите вникать в тонкости заполнения документов или боитесь получить отказ, наши специалисты готовы взять все заботы на себя и выполнить регистрацию ИП быстро и без ошибок.