Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Каково место правовых позиций Конституционного суда РФ?
Пожалуйста помогите раскрыть место правовых позиций Конституционного Суда РФ среди источников Конституционного права,как отрасли права РФ.
Здравствуйте, Ксения.
Источники конституционного права Юридические формы, в которых выражены и закреплены нормы конституционного права, называются правовыми источниками конституционного права РФ как отрасли права. В РФ источниками конституционного права, как впрочем, и всех других отраслей права, являются нормативные правовые акты (законы, указы, постановления государственных органов и т.п.).
Вместе с тем, источниками конституционного права являются также конституционные обыкновения (обычаи), конституционные судебные прецеденты(прежде всего, решения Конституционного Суда РФ). Источниками конституционного права являются не любые нормативно-правовые акты, а лишь те из них, которые содержат конституционно-правовые нормы и являются в данный момент действующими.
Учитывая федеративный характер государственного устройства РФ, необходимо различать федеральный уровень источников
конституционного права и источники конституционного права уровня субъектов РФ.
Хотя последние являются составным элементом, звеном общероссийской правовой системы. Кроме внутригосударственных источников
конституционного права РФ, к таковым относятся также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (ч. 4; ст. 15 Конституции РФ).
При этом в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Система федеральных нормативно-правовых актов, являющихся источниками конституционного права, достаточно многообразна. В зависимости от формы, содержания, а также юридической силы, все их можно классифицировать по нескольким видам (группам).
Во-первых, это, прежде всего Конституция РФ. Она является основным, главным источником конституционного права. Нормы, содержащиеся в ней, полностью относятся к нормам конституционного права. Каждая отрасль права, наряду с многочисленными источниками, имеет один или более главных своих источников: в уголовном праве — Уголовный кодекс; в гражданском праве — Гражданский кодекс; в административном праве — Кодекс об административных правонарушениях и т.д.
В конституционном праве таким главным источником является Конституция.
Конечно, Конституция как Основной Закон является основным источником всех
отраслей права, так как её нормы носят первичный учредительный характер, выступают базой для текущего законодательства. Однако все-таки главным источником она является только для конституционного права.
Во-вторых, важными источниками конституционного
права являются: Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 года, Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 года. Эти
документы носят конституционно-правовой характер и продолжают оставаться
действующими.
В-третьих, это Федеративный договор от 31 марта 1992 года о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Договор носит конституционный характер и остается действующим. Хотя в
соответствии с Конституцией РФ (п.2 второго раздела), в случае противоречия его норм нормам действующей Конституции, действуют нормы Конституции РФ. К этому виду источников конституционного права относятся также договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий между ними.[1]
В-четвертых, значительный по объему вид источников конституционного права составляют федеральные конституционные законы (ФКЗ) и федеральные законы (ФЗ), содержащие нормы конституционного права. Среди них: ФКЗ — “О референдуме РФ”, “ОКонституционном Суде РФ”, “О Правительстве РФ”, “О судебной системе РФ”, “Об Уполномоченном по правам человека в РФ” и другие; ФЗ — “О гражданстве РФ”, “О выборах Президента РФ”, “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”, “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ”, “О Счетной палате РФ”, “О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ и актов палат ФС РФ” и др. Ныне действующая Конституция РФ предусматривает принятие свыше 60 законов, из них ФКЗ – по четырнадцати вопросам.
В-пятых, к источникам конституционного права относятся нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ, а также их Регламенты.
В-шестых, источниками конституционного права могут быть также отдельные нормативные Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (например, Указ Президента РФ от 23 мая 1996 года “О порядке
опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”).
В-седьмых, к источникам конституционного права относятся все акты, принимаемые Конституционным Судом РФ, в порядке осуществления им конституционного контроля.
Относительно последнего вида источников конституционного права РФ существуют различные точки зрения. Одни ученые
высказывают сомнение относительно того, что решения КС РФ вообще носят
нормативно-правовой характер, а, следовательно, правовым источником быть не могут. Другие, напротив, считают, что постановления и определения КС РФ,
принимаемые последним в результате реализации им функции конституционного контроля, особенно по вопросам толкования отдельных положений Конституции РФ, безусловно, носят характер правовых источников, в том числе и источников конституционного права РФ[2].
Мы присоединяемся к последней точке зрения. Более того, считаем, что решения КС по вопросам толкования положений Конституции РФ, с точки зрения юридической силы и субординации, должны занимать место вслед за самой Конституцией РФ.
К источникам конституционного права на уровне субъектов РФ относятся их конституции (уставы), законы и другие нормативно-правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы конституционного права, а также решения их
конституционных (уставных) судов.
[1]Однако такие договоры имеют юридическую силу только после их
утверждения федеральным законом. См.: Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005
[2] См.: Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда РФ. // Журнал росс. Права. 2004. № 12. стр. 3-9; Авакьян С.А. Нормативное значение решений конституционных судов. // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 2004. № 4.
Источник: Торшенко А.А. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. Екатеринбург, 2005. – 152 с.
Р. S. Торшенко А. А. был председателем Государственной комиссии, когда я сдавала государственные экзамены. Это был лучший специалист по конституционному праву в уральском регионе.
Кстати многие судьи из Конституционного Суда, являются выходцами Уральской юридической школы.