Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Предъявление требования о сносе дома
Добрый день! Подскажите пожалуйста, как именно должно быть предъявлено требование о сносе или реконструкции дома по п.10 ст. 32 ЖКРФ? Может ли это быть устное требование?
Ситуация такова: наш дом признан аварийным, включен в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда". Администрация подала иск о выкупе моей квартиры в суд. В исковом заявлении указано, что мне было вручено требование о сносе дома. И предоставлен данный документ с пометкой: "Требование объявлено. От подписи отказалась."
Никакого требования до суда я не получала. Этот документ я увидела только в суде. Мои возражения, что этот документ сфальсифицирован, нет доказательств ни его отправления, ни получения мной суд оставил без рассмотрения.
Представитель администрации настаивает, что процедура уведомления была проведена с их стороны правильно. Суд принял его сторону, сославшись на то, что есть постановление о признании дома аварийным (этот документ я тоже не получала).
По ч.4 ст.32 ЖК я нашла юридически значимые обстоятельства, которые подтверждают надлежащее извещение собственника о предстоящем изъятии. Но так как у нас процедура изъятия земельного участка (п.10), то представитель администрации возразил, что данные нормы не могут распространяться на требование о сносе дома.
Прописаны ли законодательно правила, как должны предъявляться требования о сносе?
Ольга, Вы совершенно правы, ч.4 ст. 32 ЖК РФ, напрямую регулирует порядок уведомления собственника об изъятии помещения. Оно обязательно должно быть письменным, а следовательно у администрации должно быть почтовое уведомление о доставке Вам письма.
Здравствуйте. Чётких правил нет, во всяком случае я не нашёл, но уведомление должно быть письменным, по той причине, что если будет устным, то доказать факт предъявления требования о сносе в поледующем будет крайне затруднительно.
В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года"(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009) в частности сказано:
В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 — 3, 5 — 9 ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ.
То есть соблюдение процедуры уведомления и выкупа является обязательным, тут по-моему мнению представитель адм-ии был не прав.
Добавлю, что тут 2 варианта у адм-ии было или выкуп или требование о сносе. Но они пошли по пути требования о сносе, значит должны были процедуру соблюсти.
Но вопрос в том, что у нас п.10 — изъятие земельного участка. И я не нашла разъяснения в случае именно предъявления требования о сносе
Ольга
Повторяю, жестких правил нет. Формы тоже как таковой не существует насколько знаю. Но в уведомлении должно быть чётко понятно, что именно требование о сносе дома и именно к конкретному собственнику.
Должен быть так же доказан факт получения собственником уведомления.
Другое дело, что от сноса дома эти нарушения не спасут. Максимум время потянете.
Здравствуйте, Ольга!
Администрация подала иск о выкупе моей квартиры в суд.
Ольга
Вы не согласны с ценой квартиры?
В исковом заявлении указано, что мне было вручено требование о сносе дома. И предоставлен данный документ с пометкой: «Требование объявлено. От подписи отказалась.»
Ольга
Согласно ч.4 ст.32 ЖК РФ Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Никакого требования до суда я не получала. Этот документ я увидела только в суде. Мои возражения, что этот документ сфальсифицирован, нет доказательств ни его отправления, ни получения мной суд оставил без рассмотрения.
Ольга
Надо заявить письменное ходатайство о фальсификации доказательств.
Суд принял его сторону, сославшись на то, что есть постановление о признании дома аварийным (этот документ я тоже не получала).
Ольга
Решение суда уже вынесено. Если да выложите сюда, пожалуйста.
Прописаны ли законодательно правила, как должны предъявляться требования о сносе?
Ольга
Если вы не согласились на снос, то участок должны были изъять со всеми помещениями. То есть, на требования о сносе расспостраняются нормы ст.32 ЖК РФ.
Желаю удачи!
Я это знаю. Но вопрос в том, что у нас п.10 — изъятие земельного участка. И я не нашла разъяснения в случае именно предъявления требования о сносе ( а не уведомление об изъятии, п.4). Представитель администрации делает упор именно на различие этих двух документов. Поэтому все критерии, прописанные для уведомления не применимы при предъявлении требования о снос.
Ольга
Если вы не согласились на снос, у вас должны были изъять земельный участок.
Может ли это быть устное требование?
ВС РФ в обзоре за 3 квартал 2009 г. разъяснил, что требование о сносе направляется собственникам. Направляться может письменное требование. Сложно представить как может быть направлено устное требование. Устное требование озвучивается, но не направляется. Таким образом, по моему мнению, требование не может быть устным, а должно быть письменным.
«Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года»
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009)
Вопросы, возникающие из жилищных правоотношений
Вопрос 3. Является ли соблюдение процедуры, установленной
ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предшествующей изъятию у собственника жилого помещения, обязательным, и вправе ли суд по заявлению заинтересованных лиц признать неправомерным бездействие органа местного самоуправления, уклоняющегося от совершения указанных действий в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу?
...
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Доброго времени суток уважаемая Ольга!!
Да действительно ч.4 ст 32 ЖК РФ установлено что Вас должны были письмено о выкупе дома не позднее чем за год, выкуп дома ранее чем через год после уведомления может быть осуществлен только с согласия собственика.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Однако вы говорите что ваш дом был признан аварийным, в таком случае речь идет о выкупе вашего земельного участка по причине не устранения вами предписания о приведение дома в порядок или о самостоятельном сносе дома
ч.10 ст. 32 ЖК РФ Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
При этом процедура выкупа земельного участка происходит по правилам ст. 32 ЖК с изъятием (без учета) ч. 4 ст. 32 ЖК
ч.10 ст 32 ЖК «В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 — 3, 5 — 9 настоящей статьи.»
Таким образом представитель муниципалитет совершено верно истолковал норму права, в вашем случае правило об обязательном уведомление за год до выкупа не действует.
Для вас важнее предъявлялось ли Вам требование о сносе или реконструкции дома, и уведомлялись ли вы о принятии решения о сносе вашего дома администрацией?
С наилучшими пожеланиями
Ольга, требование о сносе в любом случае является важным юридическим фактом для реализации всей процедуры по принудительному сносу вашего дома и выкупа земли. Такое требование должно быть осуществлено таким способом что бы можно было его доказать. Раз в вашем случае суд счел этот факт доказанным, то обжалуйте решение суда, ведь нету не единого письменного подтверждения что вы были уведомлены, нет ни одной вашей подписи, а доказывание того что вы получили это предписание является обязанностью истца (муниципалитета).
Если в акте о том что требование о сносе было вам сообщено в устной форме стоят подписи присутствующих лиц (а это обязательно должно быть так и не одна должна быть подпись) то вызывайте подписавшихся в суд, пусть в суде под присягой дают показания.
К тому же не соблюдение письменной формы уведомления решает вас права надлежащем образом ознакомится с мотивировкой такого решения и дать на него обоснованную претензию.
"Если в акте о том что требование о сносе было вам сообщено в устной форме стоят подписи присутствующих лиц (а это обязательно должно быть так и не одна должна быть подпись) то вызывайте подписавшихся в суд, пусть в суде под присягой дают показания." - а где можно посмотреть правила для этого варианта решения ситуации? В этом документе подпись двух представителей администрации. Получается они со стороны истца и заинтересованы. Если не сошлюсь на нужную норму, почему они должны это сделать - могут и отказать давать показания под присягой.
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2009 г.)
Предъявление требования о сносе или реконструкции многоквартирного дома в разумный срок.
В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ. Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ. При ответе на вопрос о том, как следует применять положения ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, предусматривающей, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену, необходимо руководствоваться подп. «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Об этом можно почитать и в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2009г». (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 года):
Я это знаю. Но вопрос в том, что у нас п.10 - изъятие земельного участка. И я не нашла разъяснения в случае именно предъявления требования о сносе ( а не уведомление об изъятии, п.4). Представитель администрации делает упор именно на различие этих двух документов. Поэтому все критерии, прописанные для уведомления не применимы при предъявлении требования о снос.
Ольга, посмотрите вот по этой ссылке, в принципе в Земельном кодексе при изъятии участка законодатель отсылает к гражданскому законодательству, т.е. к той же ст. 32 ЖК РФ и ст. 279 ГК РФ.
Статья 55. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
[Земельный кодекс РФ]
[Глава VII]
[Статья 55]
Статья 279. Выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд
[Гражданский кодекс РФ]
[Глава 17]
[Статья 279]
Вот ссылка www.garant.ru/dpe/5_2_7/