8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Кому жаловаться?

Подскажите, куда жаловаться. В славном городе Анапа такая ситуация. На набережной, где на пляже отдыхает куча народу целое лето (а период кризиса еще больше народу будет) очень много разных кафешек, баров, ресторанчиков и т.д. Во всех этих заведениях есть туалет, но платный. 10 руб. И вот когда по ночам отдыхающие приняв на грудь много пива хотят в туалет, то не у всех возникает желание за него платить. И они находят выход - идти в туалет на пляж. Ночь, темно, ничего не видно и главное бесплатно. В итоге к утру на пляже запах, как в общественном туалете на вокзале. И ветер даже не спасает - вонь ужасная. Утром туда приходят люди отдыхать, загорать, вообщем то лечь хочется на этот песок, а там все в.....ну понятно, да? В обуви пройтись противно, не то что босяком. Так вот у меня вопрос. Как эти кафе-бары -рестораны привлечь к ответственности? Ведь он не имеют права брать деньги за туалет.Обращаться в местные органы, мне кажется бесполезно - они там все друг друга знают, и разбираться не будут. Это туристов не устраивает - а они приехали и уехали. Подскажите куда обратится? может в роспотребнадзор московский?

Показать полностью
, Виктория, г. Москва
Сергей Поляков
Сергей Поляков
Юрист, г. Москва

Добрый день!

В соответствии с п. 3.14 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья СП 2.3.6.1079-01 <3> все стационарные организации оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук, предназначенными для посетителей. При этом должен быть отдельный туалет для персонала.

В соответствии с минимальными требованиями к предприятиям общественного питания различных типов и классов, приведенными в таблицах 1, 2 ГОСТа Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» <5> (далее — ГОСТ Р 50762-2007), в состав помещений для потребителей ресторанов, баров и кафе включена туалетная комната с помещением для мытья рук, а для потребителей остальных заведений питания (кроме магазина кулинарии) — туалет с раковиной для мытья рук.

С выводами относительно того, что данные документы свидетельствуют лишь о необходимости наличия туалета и раковины, но не предусматривают безвозмездное пользование ими, можно также поспорить. Как мы помним, предприятия общепита должны соблюдать обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей. Общеизвестно, что выполнение гигиенических правил, к которым относится и мытье рук перед едой, способно уберечь человека от многих инфекционных заболеваний и пищевых отравлений. Установив плату за пользование туалетом и раковиной для мытья рук, предприятие общепита нарушает требование п. 6 Правил оказания услуг общественного питания о безопасности услуг. При плановой проверке такой факт Роспотребнадзор, конечно, вряд ли выявит (проверяют наличие туалета и раковины), однако поводом для внеочередной проверки может стать и жалоба посетителя на то, что нарушены его права как потребителя (пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ <6>). Заметим, что в силу п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды.

Согласно таблице 1 ГОСТа Р 50762-2007 в состав помещений ресторана первого класса, кроме туалетной комнаты с помещением для мытья рук, должны входить вестибюль, зал и иметься в наличии вешалки в зале. При этом слова «платно» или «бесплатно» также отсутствуют. Получается, предприятие общепита имеет право установить плату за то, что посетитель будет пользоваться вешалкой в зале или посмотрится в зеркало в вестибюле? Полагаем, что ответа на данный вопрос не требуется. По мнению автора, даже без учета требований нормативных актов факт платности туалетов вызывает серьезные сомнения. Наверное, никто не сомневается, что данное помещение способно продлить время пребывания посетителей в заведении общественного питания.

Возникает еще один вопрос: может ли платный туалет являться прочей услугой общепита? В соответствии с п. 4.1 ГОСТа Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования» <7> (далее — ГОСТ Р 50764-95) услуги, предоставляемые потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, а также гражданам-предпринимателям, подразделяются на:

— услуги питания;

— услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;

— услуги по организации потребления и обслуживания;

— услуги по реализации кулинарной продукции;

— услуги по организации досуга;

— информационно-консультативные услуги;

— прочие услуги.

Согласно п. 4.8 ГОСТа Р 50764-95 прочие услуги включают в себя:

— прокат столового белья, посуды, приборов, инвентаря;

— продажу фирменных значков, цветов, сувениров;

— предоставление парфюмерии, принадлежностей для чистки обуви и пр.;

— мелкий ремонт и чистку одежды;

— упаковку блюд и изделий, оставшихся после обслуживания потребителей;

— упаковку кулинарных изделий, приобретенных на предприятии;

— предоставление потребителям телефонной и факсимильной связи на предприятии;

— гарантированное хранение личных вещей (верхней одежды), сумок и ценностей потребителя;

— вызов такси по заказу потребителя;

— парковку личных автомашин потребителей на организованную стоянку у предприятия.

В данном перечне платный туалет не поименован. Есть еще одно положение — п. 4.9 ГОСТа Р 50764-95, которым установлено, что перечень услуг, предоставляемых предприятием общественного питания, может быть расширен в зависимости от его типа, класса и специфики обслуживаемого контингента потребителей. При этом смысла расширять перечень услуг в виде платного туалета нет, поскольку наличие туалета обязательно в силу санитарных правил и стандартов. Хотя такая ситуация возможна, когда у заведения два туалета для посетителей: один бесплатный, а другой (с изысканной керамикой и отделкой для взыскательной публики) платный.

Следует отметить, что ГОСТ Р 50764-95 с 01.01.2011 утрачивает силу, и начиная с этого времени вводится в действие ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования» <8>. В перечне прочих услуг нового ГОСТа (п. 4.8) также отсутствует услуга в виде платного туалета. Более того, Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее — ОКУН), услуги платных и (или) бесплатных туалетов не предусмотрены совсем. Соответственно, не поименованы они и в перечне услуг общественного питания (код 120000). Таким образом, услуга в виде платного туалета является отдельным видом предпринимательской деятельности и не имеет никакого отношения к услуге общепита.

Если плату за вход в туалет арендодатель установил в процессе действия договора аренды, считаем, что наличие платного туалета для посетителей кафе является основанием для признания арендуемого помещения не соответствующим назначению имущества, поскольку не выполняется требование безопасности услуг для жизни, здоровья людей. И в качестве крайней меры предприятие общепита может потребовать расторгнуть договор досрочно, поскольку согласно п. 1 ст. 612 ГК РФ при обнаружении недостатков арендуемого помещения арендатор вправе требовать расторжения договора аренды (Постановление ФАС ЗСО от 27.11.2006 N Ф04-7493/2006(28300-А75-38)).

Итак, по мнению автора, отсутствие в нормативных актах указания на то, что туалеты и раковины для мытья рук предоставляются посетителям предприятия общепита на безвозмездной основе, не означает, что у предприятия появляется право на установление платы за его посещение. Считаем, что, если в туалет невозможно зайти бесплатно, значит, мы нарушаем требование о безопасности услуги общественного питания для жизни, здоровья потребителя. Тем более что к услугам общественного питания платный туалет никакого отношения не имеет (подтверждением этому являются ОКУН и стандарты предприятия).

Независимо от того, на чьей территории оказываются услуги общепита (на собственной или арендованной), помещение должно соответствовать требованиям санитарных правил и стандартов. Поэтому при заключении договора аренды вопрос, касающийся платного туалета для посетителей, необходимо урегулировать. Если такая проблема возникает уже в процессе действия договора аренды, помещение заведения перестает соответствовать своему назначению (оказанию услуг общественного питания) и предприятие имеет право на досрочное расторжение договора.

В ресторанах, барах и кафе обязательно должна быть туалетная комната с помещением для мытья рук, в остальных типах предприятий общественного питания (кроме магазина кулинарии) — туалет с раковиной для мытья рук. Это является требованием Стандартов — ГОСТ Р 50762-2007, ГОСТ Р 50647-94, ГОСТ Р 50764-95. Таким образом, взимание платы за туалет в кафе также является неправомерным. За нарушение перечисленных требований Стандартов предусмотрена ответственность (ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ). Так, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб. на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб. на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

п.с. все ято я указал, это мнение частных авторов. На практике это сложно реализуемо. Куда обращаться?? да во все инстанции СЭС, роспотребнадзор, мерию и тд.

1
0
1
0
Похожие вопросы
Медицинское право
Хочу жаловаться на сотрудников роддома
Доброе утро! Хочу жаловаться на сотрудников роддома.
, вопрос №4101196, Али, г. Москва
Защита прав потребителей
Кому направлять претензию магазину или почте?
Сделали заказ в интернет магазине, купили часы apple (стоимость как у оригинальных, плохих отзывов о магазине нет), они отправили посылку, но Почта России посылку потеряли. Это подтверждал статус посылки по трек-коду. Позднее посылка нашлась и ее выслали в пункт вручения. Посылку забрали, но уже дома обнаружили, что часы фальшивые и их невозможно подключить к телефону. Что делать ? Возможно ли вернуть деньги? Кому направлять претензию магазину или почте? Скорее всего посылку подменили на почте, когда ее «потеряли» а потом нашли…
, вопрос №4100490, Анна, г. Москва
1100 ₽
Уголовное право
Нужно ли писать возражение и кому отправлять?
Районна прокуратура подала аппеляцию на мягкость приговора в краевой суд. И уведомила адвоката письмом что аппеляция ушла в краевой суд . Письмо получили 22 апреля, а аппеляция датирована 23 марта. До этого адвокат аппеляция не получал и возражение дать не мог. Это нарушение прокуратурой? Действие адвоката? Нужно ли писать возражение и кому отправлять?
, вопрос №4098242, Юрий, г. Хабаровск
Военное право
Здравствуйте, брат погип на СВО, есть жена и родители, кому будут вручать орден мужества?
Здравствуйте, брат погип на СВО, есть жена и родители, кому будут вручать орден мужества? С женой он расписался за два дня до ухода
, вопрос №4097603, Наталья, г. Иркутск
Жилищное право
Я знаю, что это нарушение норм, но не знаю, к кому обращаться и что делать?
На стенах женской душевой общежития ПЛЕСЕНЬ. Черная и зелёная. где-то нет плитки, и на этих местах тоже плесень. Я знаю, что это нарушение норм, но не знаю, к кому обращаться и что делать? У меня появилась аллергия по вместе телу, я так понимаю что это из-за плесени.
, вопрос №4097081, Виктория, г. Санкт-Петербург
Дата обновления страницы 10.03.2015