Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Как лучше поступить в данной ситуации?
Здравствуйте! Я фотограф. В 2021 году одна невеста внесла задаток при бронировании своей даты свадьбы в моем графике. Почтой я выслала ей соглашение о задатке: которое она не подписала. И копии у меня на сегодняшний день с тех пор не сохранилось.
Менее чем за месяц до свадьбы она пишет в социальной сети мне, что свадьба отменяется и просит вернуть деньги.
Я сожалению и отказываю в возрате, предлагаю провести им хотя бы регистрацию брака и прогулку или же, если у них переносится дата свадьбы, то можем тоже в своем календаре перенести дату на новую и остаться с ними. Но в ответ она твердо сообщает, что совсем все отменилось, причину не называет.
Проходит три года и она снова мне пишет, что у низ будет маленькое торжество и она хотела бы, что бы я провела съемку за те деньги, которые она внесла три года назад как задаток. Я ей поясняю, что не могу удовлетворить ее требование, потому что прошло целых три года, задаток оставлен как компенсация. На что она говорит, что никакой договор со мной она не подписывала и я должна ей вернуть деньги или отработать, так как я обещала ей, что они могут перенести свадьбу и срок не оговаривался.
Подскажите пожалуйста, защищена ли я хоть как-то тем, что в переписке с ней идет разговор о задатке, есть текст о датах бронирования и текст о подтверждении отказа от моих услуг?
Как лучше поступить в данной ситуации? Вернуть ли ей этот задаток, поступив по-доброму потому что она права или же оставить задаток себе и ничего, кроме скандалов, мне за это не будет?
Здравствуйте!
В вашей ситуации важно учесть два момента: правовой и репутационный.
1. Правовой момент: Задаток не возвращается, если заказчик отказался от сделки. В вашем случае сложными моментами будет доказать, что вы получили именно задаток, т.к. соглашение о задатке должно быть оформлено письменно. Вам нужно сохранить всю переписку. В ней должно быть очевидно и недвусмысленно указанно. что вносимая сумма именно задаток и возвращаться не будет, если мероприятие отменить Заказчик. Заказчик должен подтвердить это условие.
Если вы не сможете подтвердить, что полученная сумма была именно задатком, то такая сумма будет считаться авансом (предоплатой), которую нужно вернуть за вычетом фактически понесенных расходов (такие расходы нужно будет подтвердить документально).
2. Репутационный. очевидно, что если вы пойдете на конфликт и не вернете деньги, то даже если в споре вы выиграете, то обиженный клиент может оставить негативные отзывы о Вас. Потенциальные клиенты не будут разбираться в сути спора и, скорее всего, поверят отзыву.
данные обстоятельства осложняются тем, что у Вас нет 100% оснований для того, чтобы считать полученные деньги задатком (нет письменного соглашения о задатке, подписанного Заказчиком), а значит спор вы можете проиграть и тогда репутационные риски значительно выше.
Если для вас не сильно критичны суммы полученные данным клиентом, то лучше верните ей аванс.
В дальнейшем, обязательно требуйте подписание соглашения о задатке до выполнения каких-либо действий по заказу.