8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
289 ₽
Вопрос решен

Продавец требует паспорт для осуществления возврата средств за товар (обувь)

Предоставление паспортных данных при возврате товара.

Продавец требует паспорт для осуществления возврата средств за товар (обувь). Законно ли это требование? Если нет, то почему?

Уточнение от клиента

С момента покупки в розничном магазине прошло 15 суток. Чек имеется. Все упаковки сохранены.

Уточнение от клиента

Оплата товара производилась картой.
Возврат средств, вероятно, будет наличными.

, Анна, г. Москва
Михаил Петров
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.5

Добрый день.

Требование о предоставлении копии или оригинала паспорта не основано на законе.

Насколько понимаю у Вас нет претензий к качеству обуви?

В данном случае если так, то учитывая не возможность обмена обуви, в силу ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей»

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Требование предоставить паспорт — в законе не оговорено. 

Иные указания действующие в части ведения кассовых операций Вас не касаются и не могут явиться препятствием для удовлетворения заявленных требований.

Срок возврата денег указан в законе и составляет три дня с момента обращения. 

0
0
0
0

на этот счет есть соответствующая судебная практика

https://sudact.ru/regular/doc/...

Ссылка представителя ответчика на то, что одновременно с предъявлением претензии истцом не был представлен работнику ООО <данные изъяты> паспорт, иной документ , удостоверяющий личность , приобретенный товар , обстоятельства обращения истца к ответчику <данные изъяты> не опровергает.Закон не устанавливает такой обязанности потребителя , как представить ответчику документ , удостоверяющий личность , передать товар продавцу в момент предъявления претензии. Доказательств того, что истец уклонялся от передачи товара продавцу последним не представлено. Напротив, из содержания претензий следует, что потребитель просит провести проверку качества товара в момент предъявления претензии, для чего обязуется предоставить товар незамедлительно, а в случае отсутствия возможности незамедлительной проверки, обязуется предоставить товар в указанное продавцом время.
0
0
0
0
Марина Полникова
Марина Полникова
Юрист, г. Белгород

Здравствуйте!

Данное требование продавца основано на Указании Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

6.1 Кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее — документ, удостоверяющий личность), либо по предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность. Выдача наличных денег осуществляется кассиром непосредственно получателю наличных денег, указанному в расходном кассовом ордере 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011) или в доверенности.

http://www.consultant.ru/cons/...

За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности.

КоАП РФ Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов.

http://www.consultant.ru/docum...

4
0
4
0

Дело в том, что при возврате товара, если возврат производится из кассы, Вам будут выписываться расходный кассовый ордер, в который вносятся паспортные данные. То есть без паспортных данных не обойтись.

Форма расходного кассового ордера во вложенном файле.

0
0
0
0

В обоснование вышесказанному Постановление Верховного Суда РФ от 15 июня 2015 г. N 25-АД15-3 «Состоявшиеся судебные постановления следует отменить с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения в виде нарушения установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)».

Порядок составления и оформления расходного кассового ордера (унифицированная форма № КО-2) утвержден Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Согласно данному акту расходный кассовый ордер применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации, его форма предусматривает обязательное указание фамилии, имени, отчества получателя денежных средств и данные документа, удостоверяющего личность.

Исходя из положений приведенных норм, возврат денег покупателю из кассы организации на основании письменного заявления покупателя с указанием фамилии, имени, отчества и данных документа, удостоверяющего личность, не противоречит требованиям законодательства, истребование указанных персональных данных избыточным не является.

https://www.garant.ru/products...

Следовательно, вывод: возврат денег покупателю, то есть Вам, из кассы организации на основании Вашего письменного заявления с указанием, как Ваших фамилии, имени, отчества и данных документа, удостоверяющего личность, не противоречит требованиям Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», в частности, статьи 25 «Право потребителя на обмен товара надлежащего качества».

http://www.consultant.ru/docum...


0
0
0
0
Вера Горячева
Вера Горячева
Юрист, г. Ярославль

Анна, доброго дня! в данной части это законно по следующим основаниям: 

1. чек является подверждением факта заключени договора на продажу обуви, но в чеке нет никаких данных о покупателе. Требование продавца на предоставление паспортных данных обусловлено необходимостью возврата денег именно тому покупателю, который купил товар, чтобы исключить возможность повторных попыток вернуть деньги. 

2. кроме того, в настоящий момент действует Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по которому банк имеет право запросить у организации/ип подтверждающие документы в обоснование оснований перевода денежных средств в пользу физ.лица. Если эти документы не будут предоставлены, то банк имеет право заблокировать и конкретный перевод и в целом счет магазина. Именно поэтому в магазинах и спрашивают паспорт.

0
0
0
0
Михаил Филиппов
Михаил Филиппов
Юрист, г. Санкт-Петербург

Здравствуйте, Законодательство РФ не предусматривает предъявления паспорта при получении денег за возврат товара. Вы являетесь потребителем, а это понятие не тождественно понятию «покупатель», например: вам товар подарили, вы не покупатель, но это не лишает вас права вернуть товар и получить за него деньги, т.к. вы потребитель. Никакие указания ЦБ и т.д. на вас не распространяются.

В соответствии с преамбулой Закона РФ «О защите прав потребителей»

потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;  

  Если нет желание предъявлять паспорт и отстаивать свои права в суде, предоставьте продавцу реквизиты счета и попросите перевести на него денежные средства. 

0
0
0
0
Похожие вопросы
Защита прав потребителей
Задержка возврата средств при возврате товаров
Задержка возврата средств при возврате товаров
, вопрос №4122924, Анастасия, г. Санкт-Петербург
Защита прав потребителей
Здравствуйте, как грамотно (какими статьями апеллировать )написать претензию на возврат денежных средств за
Здравствуйте, как грамотно (какими статьями апеллировать )написать претензию на возврат денежных средств за напольное покрытие(кварцвенил, ламинат), которым мы уже пользуемся около 3х лет(гарантия на товар 20лет). Во многих местах сломались замки крепления, пол ровный(от застройщика).
, вопрос №4121669, Кристина, г. Курск
Защита прав потребителей
В итоге я "поругался" с ними снова (телефонной техподдержки у них нет, только в чате, либо через заявки в личном
Здравствуйте, столкнулся с такой ситуацией: заказал товар на площадке Wildberries, в товаре были заказаны «Автомобильные доводчики для дверей», через какое-то время товар пришел в пункт выдачи заказов, я пришел его забирать и поторопился и не глянул что лежит в пакете (так как до этого заказывал товары на этой площадке до сегодняшнего дня, и все приходило то, что собственно и заказывал), но тут впервые столкнулся, прийдя домой и распаковав пакет с заказом – я увидел вместо моих заказанных доводчиков: женскую обувь… Сразу же положив обувь обратно в пакет я пошел до пункта выдачи заказов с целью возврата, прийдя в ПВЗ в возврате мне отказали и посоветовали заполнить заявку в личном кабинете Wildberries, о том, что товар пришел не тот. Отправившись обратно до дома я отфоткал товар, который мне пришел, описал ситуацию, о том: что мне пришло не то, просьба сделать возврат и вернуть средства, отправил заявку… На следующий день мне приходит ответ на заявку с отказом, где пишут, что мол «продавец не нашел брака в заказе, если вы не согласны с решением, заполните заявку в техподдержку Wildberries, перейдя по такому то адресу», хорошо, заполняю заявку в техподдержку, описывая ситуацию повторно, параллельно создаю ещё 1 заявку на возврат товара по причине несоответствия, отправляю… через 2-3 дня получаю ответ с техподдержки: отказ, если вы не согласны с решением, проводите независимую экспертизу и создавайте заявку повторно, также заявку на возврат заказа отменяют с тем же ответом «продавец не нашел брака»… Терпение у меня не кончилось, захожу в веб-версию Wildberries, пишу продавцу по заказу, что в чем дело, почему мне прислали не то, и как будем решать проблему (на что продавец меня будет игнорить на всех этапах разборки с ситуацией), также отрываю онлайн чат с техподдержкой Wildberries, объясняю им ситуацию: какую я должен делать экспертизу и на что, если я грубо говоря «заказал доводчики, а вы мне прислали кота в мешке – женскую обувь», на что они через сутки мне отвечают, что «создали заявку в ответственный отдел по решению данных проблем, ожидайте в течении 7-30 дней», хорошо – ожидаю… Через 8 дней мне приходит типовой шаблонный ответ: мол «не нашли брака в товаре, к сожалению в возврате отказываем», снова начинаю воевать с техподдержкой, на что получаю ответ, чуть ли не «плевок в лицо»: нужно было проверять товар в пункте выдачи. В итоге я «поругался» с ними снова (телефонной техподдержки у них нет, только в чате, либо через заявки в личном кабинете), пообещали создать заявку на пересмотрение ситуации повторно: через 3 дня получаю снова ответ «не нашли брака, в возврате отказ»… Продолжаю создавать уже более 10 заявок в личном кабинете по причине несоответствия, на что получаю повторный отказ по причине «не нашли брака», замкнутый круг, и смешно и одновременно грустно, что такой крупный маркетплейс оказался «помойной ямой», пришел к выводу, что больше там ничего не закажу… Недавно обращаюсь в Роспотребнадзор, отправляю им электронное письмо, через 3-4 дня получаю от них ответном письмо (скриншоты письма по возможности приложу), в кратце «они также ничем не могут помочь, так как у них нет полномочий, так как товар по факту был получен, и нет достоверной информации о несоответствии с заказом». Куда с моей ситуацией стоит обращаться, не знаю, полагаю в суд, буду очень благодарен, если подробнее подскажете дальнейшие пути в решение моей проблемы и возврате товара.
, вопрос №4120936, Никита Пружинский, г. Москва
Защита прав потребителей
Оформили возврат, деньги вернули только за один товар, за остальные 4 товара денег нет
Здравствуйте, заказали на OZON 5 товаров, пришел один совершенно другой товар, который по невнимательности забрали. Оформили возврат, деньги вернули только за один товар, за остальные 4 товара денег нет. Служба поддержки «кормит завтраками». Уже почти месяц такая ситуация.
, вопрос №4119662, Яна, г. Москва
Уголовное право
Могут ли несколько разных дел(не совсем честный возврат средств с заказов) связать в одно?
Сумма за которую могут привлечь как за мошенничество 2500р. Могут ли несколько разных дел(не совсем честный возврат средств с заказов) связать в одно?
, вопрос №4119626, Егор, г. Щелково
Дата обновления страницы 25.10.2019