Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Можно ли принудительно открыть магазин, через который должны ходить остальные арендаторы, если хозяин сопротивляется?
Добрый день. Ситуация следующая: Магазин разделен на 3 части -отдел справа+отдел слева и отдел посередине. То есть вход в правый и левый отделы осуществляется через средний отдел. У нас возникла необходимость делать ремонт в правом отделе, а арендатор, расположенный в среднем отделе, не пускает строителей, которым необходимо занести строительные материалы, обосновывая это тем, что ей это не удобно, кроме того будет грязно. На данный момент, мы договорились, но чтобы исключить такие ситуации на будущее, вправе ли так вести себя арендатор среднего отдела, смогут ли как-то повлиять в данной ситуации работники полиции и можно ли прописать в договоре аренды пункт, который предусматривает то, что средний отдел должны работать ежедневно в таком-то режиме, а в случае, если он не работает по каким-то причинам, то арендатор сам отвечает за сохранность своего товара, так как мы сами откроем этот отдел, для того, чтобы левый и правый отделы могли пройти в свои помещения?
и дополнить вышеуказанный пункт «Кроме того, в случае необходимости проведения строительных работ, проноса строительных материалов и.т.д., арендатор обязуется обеспечить доступ строителям и.т.д. в ремонтируемые помещения через средний отдел»?
Здравствуйте, Олег.
Вопрос данный необходимо решать не с арендатором, а с арендодателем.
У арендатора, который посередине, есть договор с уже прописанными условиями, по которому он платит. Разумеется, он не хочет кому-то делать послабления себе во вред.
Другое дело арендодатель — собственник всех трех помещений. Он вправе установить порядок, в том числе и по допуску строителей и по времени проведения строительных работ — ст. 606 ГК (наверняка, срединный арендатор при этом затребует уменьшения арендной платы, которая уже установлена).
Выходите официально письменно на собственника помещения, с просьбой предоставить Вам возможность беспрепятственного ремонта.
можно ли прописать в договоре аренды пункт, который предусматривает то, что средний отдел должны работать ежедневно в таком-то режиме, а в случае, если он не работает по каким-то причинам, то арендатор сам отвечает за сохранность своего товара, так как мы сами откроем этот отдел, для того, чтобы левый и правый отделы могли пройти в свои помещения?Олег
Здравствуйте. Безусловно, во всех подобных случаях действует правило свободы договора, которое закреплено в ст.421 ГК РФ, позволяющее устанавливать в договоре любые не запрещенные действующим законодательством условия. Однако следует иметь в виду, что на такие условия должны согласиться обе стороны, поэтому высока вероятность того, что арендатор не будет согласен на такое условие в договоре, которое не позволяет ему гарантировать сохранность принадлежащего ему имущества, хранящегося в помещении, которое будет проходным.
Поэтому весь вопрос в том, насколько арендатор будет согласен при таких условиях заключить договор аренды и снимать такое помещение. Возможно удастся достигнуть какого-то компромисса.
Здравствуйте, Олег!
можно ли прописать в договоре аренды пункт, который предусматривает то, что средний отдел должны работать ежедневно в таком-то режиме, а в случае, если он не работает по каким-то причинам, то арендатор сам отвечает за сохранность своего товара
Не только можно, но и нужно. Договор аренды в данном случае должен составляться по аналогии с договором аренды площади в торговом центре, где арендованные помещения не являются обособленными.
В договоре нужно указать начало и окончание рабочего времени и указать, что арендатор обязуется обеспечить нахождение в течение рабочего времени на арендуемой им торговой площади своего представителя либо работника.
В случае несоблюдения данного условия арендодатель ответственность за сохранность принадлежащего арендатору имущества не несёт.
Арендуемые площади должны быть указаны в приложении таким образом, чтобы визуально можно было их установить. Вероятно, у Вас там есть общая площадь. Нужно оговорить в договоре особенности пользования этой площадью с учётом наличия других арендаторов.
Что касается ремонта — это также нужно оговорить в договоре, чтобы исключить произвольное, без необходимости, проведение ремонта с целью причинить неудобства другим арендаторам. Для этого нужно согласовать время, в которое может проводиться ремонт, предварительное уведомление арендодателя арендатором о проведении такого ремонта, и уведомление арендаторов арендодателем о проведении ремонта.
При этом все вопросы должны решаться именно между арендодателем и арендаторами с учётом обязательств, которые установлены договором аренды. Законодательного регулирования разрешения таких ситуаций, как Ваша, между арендаторами, нет.
При наличии всего, что я указала выше, в договоре, у арендатора появится обязанность, утановленная ст. 309 ГК РФ:
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Ну и, как правило, за неисполнение условий договора согласуются какие-то санкции.
В полицию по данному вопросу можете даже не обращаться. Это исключительно гражданско-правовые отношения.
Здравствуйте Олег.
то арендатор сам отвечает за сохранность своего товара, так как мы сами откроем этот отдел, для того, чтобы левый и правый отделы могли пройти в свои помещения?
Ну это точно будет самоуправство, как минимум. Такие условия вряд ли будут приняты.
«Кроме того, в случае необходимости проведения строительных работ, проноса строительных материалов и.т.д., арендатор обязуется обеспечить доступ строителям и.т.д. в ремонтируемые помещения через средний отдел»?
А это допустимо.
Здравствуйте, в Вашем случае необходимо знать на каких условиях заключен договор аренды с арендатором среднего отдела, вообще, по смыслу п. 1 ст. 620 ГК РФ в обязанности арендодателя входит обеспечение арендатору условий беспрепятственного пользования переданным в аренду имуществом. Ограничение прохода к переданным в аренду помещениям или въезда на территорию предприятия расценивается судом как препятствие в пользовании имуществом (Постановление ФАС УО от 04.03.2002 N Ф09-294/02-ГК), если Вы арендатор другого отдела, то Вам необходимо обратиться к арендодателю, чтобы он урегулировал этот вопрос с арендатором среднего отдела на основании заключенного с ним договора, потому что в данном случае – это обязанность арендодателя. Если Вы арендодатель, то Вы должны урегулировать этот вопрос с арендатором среднего отдела путем заключения дополнительного соглашения так как в противном случае не сможете обеспечить доступ к помещения для других арендаторов в связи с чем они будут вынуждены расторгнуть заключенный договор аренды в связи с его нарушением арендодателем.
Насколько понятно из содержания вопроса имеется один вход в помещение в котором находятся все три отдела, поэтому право прохода через общий отдел должно регулироваться договорами со всеми арендаторами и в, частности, самим договором аренды с арендатором среднего отдела, потому что фактически вход осуществляется не среднюю секцию магазина, а в общее помещение в котором находятся все три отдела и право открыть данное общее помещение должно быть у всех арендаторов, все это необходимо включить в договор. А по сохранности имущества можно включить пункт, который бы возложил бы ответственность на арендатора среднего отдела обеспечивать самостоятельно сохранность своих вещей, этот вопрос и так должен был бы возникнуть при заключении договоров аренды нескольких секций в одном помещении при одном общем входе. В общем, все это необходимо урегулировать арендодателю т.к. если он не предусмотрел возможность пользования для правой и левой секциями – он нарушит свои обязательства по отношению к арендаторам данных секций.
Кроме того, и у правого и у левого отдела (арендаторов) должны быть хоть какие-то, оговоренные договором доступы к арендуемым помещениям (иначе не было бы смысла в самой аренде). Стоит поднять техпаспорт помещений и определиться с зоной прохода, не включенной в аренду серединного помещения (вполне возможно она достаточно широка и с данным арендатором вообще не обязательно вести мирные переговоры).
Что касается полиции — она не разбирается в таких ситуациях (это дела гражданского порядка).
В договорах же аренды можно прописать многие условия — все это с согласия арендодателя прежде всего.