Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Можно ли потребовать компенсацию за расторжение договора с туроператором?
Физическим лицом (Туристом) был заключен договор с Турагентом на приобретение тура по "раннему бронированию". Тур был полностью оплачен, сроки тура были указаны в Приложении к договору. Через 2 месяца Туроператор сообщает об изменении полетной программы и невозможности предоставить тур с указанными в договоре сроками. Туроператор предложил вернуть оплаченную стоимость тура или изменить сроки тура. Так как изменение сроков тура не было согласовано Туристом, Туристу пришлось расторгнуть договор и вернуть стоимость тура.
Однако на тот момент рыночная стоимость аналогичного тура у других туроператоров возросла. Получается, что если Турист хочет все-таки отправиться в заранее запланированное путешествие, он вынужден переплачивать по вине авиаперевозчика, которому было удобно изменить полетную программу. Может ли в этом случае Турист требовать компенсацию ущерба с Туроператора? Была составлена претензия Туроператору, однако Туроператор выплачивать компенсацию отказался, под предлогом, что не несет ответственности за действия авиаперевозчика.
Здравствуйте, Анна!
Вы спрашиваете:
Можно ли потребовать компенсацию за расторжение договора с туроператором?
Потребовать-то можно, но Ваше требование не удовлетворят, если нет в этом вины туроператора. Вам на требование о компенсации ответили правильно, если действительно вина не туроператора, а перевозчика. Потребовать же от перевозчика компенсацию будет крайне сложно. Если предоставление авиатранспорта оказалось невозможным по погодным условиям, то просто невозможно взыскать компенсацию, так как это причина объективная — не зависящая от авиаперевозчика.
А как же «Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 „О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей“, в котором указано: „обратить внимание судов на то, что, например, по делам по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки“?
Приведённое Вами Постановление Плену ВС РФ совершенно верно ориентирует суды. Но во всем этом надо внимательно разбираться, а не делать категорические выводы из скромного содержания Вашего вопроса. Еще раз утверждаю Вам, что «Потребовать-то можно, но Ваше требование не удовлетворят, если нет в этом вины туроператора». Наличие/отсутствие вины можно установить после внимательного изучения всей ситуации. Лицо не может отвечать за последствия, которые наступили не по его вине. А понятие «вина» включает себя не только умысел, но также и бездействие, халатность и пр. Так вот, если будет установлено в суде, что туроператор исчерпал все свои права и возможности, но выполнить условие договора не смог, ответственность на него возложить нельзя.