Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
НДС при покупке муниципального имущества
Идет продажа муниципального имущества посредством публичного предложения.
В заявке покупатель подписывает обязательство "уплатить НДС в размере 18 процентов от цены объекта, сложившейся в ходе продажи посредством публичного предложения, в федеральный бюджет по реквизитам налогового органа по месту своей регистрации".
В договоре КП "Цена Объекта указана без НДС. Покупатель обязан уплатить НДС в размере 18 процентов от цены объекта, сложившейся в ходе продажи посредством публичного предложения, в федеральный бюджет по реквизитам налогового органа по месту своей регистрации".
Покупатель - физлицо. пункт 3 ст. 161 НК говорит о том, что физлица не могут быть налоговыми агентами и не платят НДС.
Администрация НДС в сумму договора включать отказывается.
1. Мне все таки платить налог или нет?
2. Что нужно сделать чтобы вообще не платить?
3. Если платить, то кому и в какой срок после покупки?
Алексей, здравствуйте!
При продаже физическому лицу муниципального имущества налоговым агентом по НДС будет являться комитет по управлению муниципальным имуществом, который должен исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. В рассматриваемом случае физическое лицо не является налоговым агентом согласно п. 3 ст. 161 НК РФ, поэтому к нему не может быть применена ответственность за неуплату НДС в бюджет.
Это подтверждается разъяснениями эксперта УФНС.
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации муниципального имущества налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества. При этом не признаются налоговыми агентами покупатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Учитывая названные положения НК РФ, при реализации на территории Российской Федерации указанного муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, обязанность по исчислению и уплате НДС возникает у органов местного самоуправления, осуществляющих операции по реализации данного имущества. Такая же позиция отражена в разъяснениях финансового и налогового ведомств (Письма Минфина России от 16.02.2011 N 03-07-11/33, от 27.07.2012 N 03-07-11/198, от 31.05.2012 N 03-07-14/56, ФНС России от 13.07.2009 N ШС-22-3/562@). Данный подход является устоявшимся также в судебной практике. Конституционный Суд РФ в Определении от 19.07.2016 N 1719-О со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О, указал, что правовой статус органов местного самоуправления позволяет признавать их плательщиками НДС в отношении операций по реализации муниципального имущества, которое не закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, и, соответственно,возлагать на них обязанность по исчислению и уплате НДС, в случае если указанное имущество реализуется физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.04.2014 N 17383/13 по делу N А12-23300/2012 установил, что операции по реализации муниципального имущества не поименованы в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ в числе операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от НДС, а в связи с этим они должны облагаться НДС. Как отметил Президиум ВАС РФ, недопустима неуплата НДС в зависимости от того, каким именно лицом приобретается такое имущество, и комитет по управлению имуществом должен был расчетным методом исчислить и уплатить в бюджет НДС.
Аналогичные выводы содержат Постановления Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16055/11 по делу N А12-19210/2010, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2016 по делу N А05-7950/2015, ФАС Дальневосточного округа от 11.03.2014 N Ф03-572/2014 по делу N А51-20952/2013.
Поскольку в рассматриваемой ситуации физическое лицо на дату оплаты прекратило деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, комитет по управлению муниципальным имуществом должен расчетным методом исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2013 по делу N А67-4332/2012).
В силу абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не признается налоговым агентом при покупке муниципального имущества. Следовательно, к нему не может быть применена ответственность за неуплату данного налога в бюджет в качестве налогового агента (Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2016).
Про 161 статью понятно.
Какие мои дальнейшие действия в этой реальной ситуации? Сумма в договоре указана без НДС. Я стану собственником уплатив лишь сумму без НДС. Что дальше? Администрация придет потом ко мне и скажет "заплати нам еще НДС сверху, мы ошиблись" Так? Или НДС сам по себе улетучится куда то?
Вы можете оплачивать сумму без НДС согласно договору. В данной ситуации с Вас как с физического лица снята ответственность за неуплату НДС в бюджет в качестве налогового агента, то есть налоговая не сможет Вас оштрафовать.
Если администрация будет предъявлять Вам претензии, то Вы имеете полное право решить данный спор в судебном порядке.
Обязанность органов местного самоуправления перечислять в бюджет НДС в таких ситуациях подтверждает судебная практика ( Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16055/11).