Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Использование школьниками персонажей из мультфильмов для школьных иллюстраций
Здравствуйте.
1. Возможно ли использование образа Волка из "Ну погоди!" для иллюстраций внутришкольного сборника задач по математике? Без комерческой реализации. Если нет, то с кем заключать договор на право использование в таких целях?
2. Возможно ли школьникам использовать нарезку из мультфильмов про Гену и Чебурашку для создания социального ролика, но накладывать свою озвучку?
Здравствуйте, Алексей!
1. Возможно ли использование образа Волка из «Ну погоди!» для иллюстраций внутришкольного сборника задач по математике? Без комерческой реализации. Если нет, то с кем заключать договор на право использование в таких целях?
2
Алексей
Не имеет значения, используется ли произведение в коммерческих целях, либо без таковых — согласие правообладателя получить необходимо (оно может быть выражено в форме лицензионного договора). Согласно статье 1229 ГК РФ,
1. Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Изображения волка и зайца были созданы к мультфильму «НУ, ПОГОДИ» совместно В.М. Котёночкиным и С.К. Русаковым, первоначально авторское право на изображение указанных выше персонажей возникло именно у этих лиц. Насколько мне известно, у и С.К. Русакова, и у В.М. Котёночкина имеются наследники, которые довольно активно в судах отстаивают свои права на результаты интеллектуальной деятельности (см., к примеру, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2014 г. N 09АП-35333/13). Поэтому прежде чем использовать указанного персонажа в сборнике задач (пусть и внутришкольном), Вам необходимо получить на это согласие правообладателя.
2. Возможно ли школьникам использовать нарезку из мультфильмов про Гену и Чебурашку для создания социального ролика, но накладывать свою озвучку?
Алексей
Не зависимо от целей создания ролика, без согласия правообладателей делать этого нельзя. Согласно статье 1270 ГК РФ,
1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
2. Использованием произведениянезависимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:1) воспроизведение произведения...;
3) публичный показ произведения...;
9) перевод или другая переработка произведения...
С уважением, Татьяна.
Простите за уточнение, Татьяна.
Но не можем ли мы опирать на статью ГК РФ 1274 п.п. 1.1. , которая допускает без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования?
Такая практика используется в школах
С уважением, Алексей
В указанном Вами подпункте статьи 1274 ГК РФ речь идет немного о другом — о цитировании (в том числе и в учебных целях:
Под объемом, оправданным целью, следует понимать цель познакомить школьников с произведениями или с отрывками из них, преследуемая цель — что-то пояснить и подтвердить это пояснение примером. У Вас же несколько иная ситуация.
Как вариант можно предложить Вам обратиться к правообладателям с просьбой заключить безвозмездный лицензионный договор, закон это предусматривает. Учитывая, что цели Вы преследуете не коммерческие — вполне возможно будет поручить согласие правообладателей на использование принадлежащих им результатов интеллектуальной деятельности на безвозмездной основе.