Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Могут ли быть в частной собственности дороги в деревне?
Здравствуйте! Могут ли быть в частной собственности дороги в деревне? И правовые акты, на которых основаны ответы. Спасибо!
Добрый день.
Могут ли быть в частной собственности дороги в деревне?
Дина Валерьевна
Могут.
Это прямо оговорено в ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Статья 6
1. Автомобильные дорогимогут находится в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
8. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.12. К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, закон оговаривает следующие условий, при которых дорога может находится в частной собственности:
1) она должна быть построена за счет собственных средств на земельном участке предоставленном для этих целей;
2) она может быть передана в установленном законом порядке.
Здравствуйте! Дороги в том числе в деревне, могут находится в частной собственности, это предусмотрено ч.12 ст.6 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст.90 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что
В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения автомобильных дорог;
2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
3) установления полос отвода автомобильных дорог.
Здравствуйте Дина Валерьевна.
Могут ли быть в частной собственности дороги в деревне
Если дороги относятся к дорогам местного значения общего пользования, а насколько я понял речь в вопросе идет именно о них, то не могут, при этом должен быть утвержден соответствующий перечень таких дорог.
Статья 5. Классификация автомобильных дорог
9. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
При этом закон четко оговаривает. те полномочия, которые вправе осуществлять органы местного самоуправления в отношении дорог общего пользования.
Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности
1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
1.1) установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;
3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;
3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
7) определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения;
8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;
11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Как видно, продавать дороги именно общего пользования органы местного самоуправления не вправе.
Информация к сведению:
Костромичам вернули незаконно проданную дорогу
Костромской областной суд подтвердил незаконность продажи в частные руки крупного земельного участка с дорогой общего пользования к деревне Башки в Кадыйском районе.
Теперь прокуратура требует возбудить уголовное дело в отношении чиновников, давших добро сделке, сообщила «Российской газете» представитель облпрокуратуры Татьяна Ротчева.
Поводом для судебного разбирательства стала жалоба местных жителей.
Они рассказали, что после того, как в апреле 2013 года районные власти продали состоятельному москвичу земельный участок размером более 53 гектаров, он перегородил единственную дорогу к деревне Башки и запретил старожилам ею пользоваться.
Тех, кто пытался пройти к своим домам, охранники землевладельца травили собаками.
-Данная дорога была учтена в реестре дорог Кадыйского муниципального района на основании правового акта администрации муниципального образования в 2006 году.
В этой связи земельный участок не мог быть приватизирован, поскольку это запрещено нормами земельного законодательства и законодательства о приватизации, — сообщили в прокуратуре.
Выступая в защиту жителей деревни, прокурор Кадыйского района потребовал в судебном порядке признать сделку недействительной.
Макарьевский районный суд доводы прокурора признал обоснованными, удовлетворив исковые требования.
На период рассмотрения гражданского дела на спорный земельный участок был наложен арест.
Однако ответчики с решением районного суда не согласились, обжаловав его в Костромском областном суде.
— Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ответчика не нашла оснований для отмены состоявшегося судебного акта.
Решение вступило в законную силу и в ближайшее время будет обращено к исполнению, — пояснили в прокуратуре.
Надзорное ведомство также направило в следственные органы документы о возбуждении уголовного дела в отношении кадыйских чиновников, допустивших продажу дороги.
После этого глава района объявил о досрочном сложении с себя властных полномочий «в связи с переходом на другую работу».
https://rg.ru/2014/07/16/reg-c...
Иван, спасибо! Вы действительно правильно поняли про наши "дороги". У нас ситуация такая - дороги построены за счет будущих собственников домов. В договоре подряда прописано, что предоставляется в рамках этого договора - в том числе указаны дороги. Дорог, как таковых построено не было. Физ лицу принадлежал большой участок земли под жилищное строительство. Он разделил его на участки и продал их с договором подряда на строительство домов, в этих договорах указано предоставление дорог. Дороги построены не были, а эта земля находится в частной собственности. Поселению официально присвоен статус деревни. Можем ли мы принудить застройщика передать участки, которые де-факто являются дорогами, в муниципальную собственность?
Это проходы и проезды между домами, улицы, скорее, а не дороги. В кадастре они как участки в частной собственности зафиксированы.
Уточнение клиента
Иван, спасибо! Вы действительно правильно поняли про наши «дороги». У нас ситуация такая — дороги построены за счет будущих собственников домов. В договоре подряда прописано, что предоставляется в рамках этого договора — в том числе указаны дороги. Дорог, как таковых построено не было. Физ лицу принадлежал большой участок земли под жилищное строительство. Он разделил его на участки и продал их с договором подряда на строительство домов, в этих договорах указано предоставление дорог. Дороги построены не были, а эта земля находится в частной собственности.
В таком случае речь идет не о дорогах, а о земельных участках находящихся в частной собственности. при этом следует иметь в виду их разрешенное использование земельных участков для тех иди иных целей, т.е. для строительства дороги требуется определенное разрешенное использование, для сельхозназначения другое.
Поселению официально присвоен статус деревни. Можем ли мы принудить застройщика передать участки, которые де-факто являются дорогами, в муниципальную собственность?
Это проходы и проезды между домами, улицы, скорее, а не дороги. В кадастре они как участки в частной собственности зафиксированы.
Понятие дорог указано в законе.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:1) автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
Т.е, я думаю, что все таки именно автомобильными дорогами, в том понятии, которое им дается законом, пока это именно проезды.
Это проходы и проезды между домами, улицы, скорее, а не дороги. В кадастре они как участки в частной собственности зафиксированы.
Если они являются участками находящимся в частной собственности, то собственники вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, в том числе и передать в муниципальную собственность, если органы местного самоуправления захотят их принять и будут в этом заинтересованы, т.к. в этом случае они будут нести обязанность по их содержанию, при этом следует учитывать разрешенное использование этих участков. т.к. для использования их в качестве участков на которых размещены автомобильные дороги, вид разрешенного использования должен соответствовать классификатору:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 1 сентября 2014 года N 540
Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков
Наименование вида разрешенного использования земельного участка
Автомобильный транспорт
Описание вида разрешенного использования земельного участка
Размещение автомобильных дорог вне границ населенного пункта; размещение объектов капитального строительства, необходимых для обеспечения автомобильного движения, посадки и высадки пассажиров и их сопутствующего обслуживания, а также объектов, предназначенных для размещения постов органов внутренних дел, ответственных за безопасность дорожного движения; оборудование земельных участков для стоянок автомобильного транспорта, а также для размещения депо (устройства мест стоянок) автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту
Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка
7.2
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70636874/#ixzz537bUoMnK
Это также думаю будет осуществлять орган местного самоуправления в случае принятия их в муниципальную собственность.
Статья 19. Муниципальная собственность на землю
1.1. Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
Также добавлю, что в соответствии со ст. 5 названного закона, указанные дороги могут быть отнесены как к категори дорого общего, так и не общего пользования
Кроме того, такого рода дорогам также присваиваются идентификационные номера на основании Приказа Минтранса РФ от 07.02.2007 N 16
«Об утверждении Правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров»
Михаил, спасибо! А если дороги построены за счет будущих собственников домов? В договоре подряда прописано, что предоставляется в рамках этого договора - в том числе указаны дороги. Дорог, как таковых построено не было. Физ лицу принадлежал большой участок земли под жилищное строительство. Он разделил его на участки и продал их с договором подряда на строительство домов, в этих договорах указано предоставление дорог. Дороги построены не были, а эта земля находится в частной собственности.