8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
800 ₽
Вопрос решен

Разница между наименованиями учебных заведений, на какие НПА в этом случае нужно опираться?

Какова разница между понятиями "лицей", "гимназия", "школа"? На какие законы и подзаконные акты в этом случае нужно опираться?

, Лоскутова Ольга Владимировна, г. Томск
Сергей Нестеров
Сергей Нестеров
Адвокат, г. Череповец

Ольга Владимировна, добрый вечер. Действующий ФЗ «об образовании в РФ»  № 273-ФЗ отказался от деления учреждений на типы, виды и категории. Теперь получается что называться лицеем, гимназией или  школой можно только на словах. 

С уважением, адвокат Сергей Нестеров.

0
0
0
0
Владимир Балашов
Владимир Балашов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.6
Эксперт

Здравствуйте

закон об образовании не делит учреждения по таким названиям

Статья 23. Типы образовательных организаций
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 01.05.2017)
«Об образовании в Российской Федерации»

все они относятся к общеобразовательным организациям

ранее был приказ

Приказ Минобрнауки России от 25.12.2012 N 1091
«Об утверждении перечня показателей деятельности общеобразовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса»
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2013 N 27025)
2. Показатели деятельности, необходимые для установления государственного статуса образовательного учреждения, по виду:
2.1. Начальная общеобразовательная школа:
реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования;
реализация общеобразовательной программы дошкольного образования <*>;
реализация дополнительных образовательных программ <*>;
создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
2.2. Основная общеобразовательная школа:
реализация основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования;
реализация общеобразовательной программы дошкольного образования <*>;
реализация дополнительных образовательных программ <*>;
создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
2.3. Средняя общеобразовательная школа:
реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
реализация общеобразовательной программы дошкольного образования <*>;
реализация дополнительных образовательных программ <*>;
создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
2.4. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов:
реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам;
реализация общеобразовательной программы дошкольного образования <*>;
реализация дополнительных образовательных программ <*>;
создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
2.5. Гимназия:
реализация основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля
;
реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования <*>;
реализация общеобразовательной программы дошкольного образования <*>;
реализация дополнительных образовательных программ <*>;
создание условий для обеспечения охраны здоровья, разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
2.6. Лицей:
реализация основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественнонаучного профиля;
реализация основной общеобразовательной программы начального общего образования <*>;
реализация общеобразовательной программы дошкольного образования <*>;
реализация дополнительных образовательных программ <*>;
обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

но он уже утратил силу в соответствии с 

Приказ Минобрнауки России от 18.09.2013 N 1074
«О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации»

поэтому теперь нет такого разделения по показателям и каким то параметрам- отличия есть лишь в названии

0
0
0
0
Дмитрий Квон
Дмитрий Квон
Юрист, г. Краснодар
рейтинг 10

Ольга Владимировна, здравствуйте!

Ранее действующий  ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 25 ДЕКАБРЯ 2012 Г. N 1091 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТУСА» утратил силу. Ранее отличия были в программах обучения, в показателях и т.д. 

0
0
0
0
Дарья Горлова
Дарья Горлова
Юрист, г. Москва
рейтинг 8
Эксперт

Добрый день!

Все три являются общеобразовательными учебными заведениями, все выдают один и тот же диплом.

В федеральном законе деления нет, в законе г. Москвы есть.

Лицей имеет право вести профильную подготовку в старших классах, гимназия имеет право вести реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования и дает широко профильные знания. 

Закон г. Москвы от 10.03.2004 N 14 (ред. от 25.06.2014) «Об общем образовании в городе Москве»

6. Гимназия — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего и
среднего (полного) общего образования и обеспечивающего подготовку обучающихся
к активному интеллектуальному труду, творческой и исследовательской
деятельности в различных областях фундаментальных наук на основе интеграции
содержания гуманитарного образования. Гимназия может реализовывать
общеобразовательную программу начального общего образования.

7. Лицей
— вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего и среднего
(полного) общего образования, обеспечивающего профильную подготовку обучающихся VIII-XI, IX-XI, X-XI классов и, по решению уполномоченного органа
исполнительной власти города Москвы в области образования, VII-XI классов и
формирование у них навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности.

0
0
0
0

Дополню, что закон «Об образовании в Томской области» не предусматривает деления средне образовательных  учреждений на виды. http://docs.cntd.ru/document/4...

0
0
0
0
Наталья Малыхина
Наталья Малыхина
Юрист, г. Курган

Здравствуйте Ольга.

На федеральном законодательном уровне (закона, постановления Правительства, нормативного акта Минитерства образования) таких понятий как «школа», «гимназия» «лицей», «школа с углубленным изучением такого то предмета» не сущестуют.

Данные понятия остались например, в законе Москвы от 10.03.2014г. № 14

«Об общем образовании в городе Москве»

Статья 7. Реализация иных общеобразовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях города Москвы
(в ред. Закона г. Москвы от 04.07.2012 N 35)

 
1. Основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в городе Москве реализуются в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательных учреждениях, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, кадетских школах (кадетских школах-интернатах) в порядке, установленном типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, в том числе с особенностями, устанавливаемыми правовыми актами города Москвы, принятыми в соответствии с настоящим Законом.
(в ред. законов г. Москвы от 09.12.2009 N 11, от 04.07.2012 N 35)

2. Прогимназия — вид государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других) и обеспечивающего их разносторонним образованием, позволяющим продолжить обучение в общеобразовательном учреждении любого вида.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)

3. Кадетская школа — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)

4. Кадетская школа-интернат — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, обеспечивающие подготовку обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)

5. Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам начиная с I (II), V-VI (VII), VII (VIII) класса.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)

6. Гимназия — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду, творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук на основе интеграции содержания гуманитарного образования. Гимназия может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.
(в ред. законов г. Москвы от 17.09.2008 N 41, от 09.12.2009 N 11)

7. Лицей — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающего профильную подготовку обучающихся VIII-XI, IX-XI, X-XI классов и, по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области образования, VII-XI классов и формирование у них навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)

8. Средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы по изучению национальных языков, истории, культуры и традиций народа — носителя языка.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)

9. Средняя общеобразовательная школа «Школа надомного обучения» — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность получения в условиях, адекватных их физическим особенностям, образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (для лиц, поступивших на обучение до 31 декабря 2010 года, — государственных образовательных стандартов), а также социальную адаптацию и интеграцию в обществе (в соответствии с перечнем заболеваний, по которым детям рекомендуется индивидуальное обучение на дому).
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)

10. Начальная общеобразовательная школа «Школа здоровья», основная общеобразовательная школа «Школа здоровья», средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья», центр образования «Школа здоровья» — виды государственных общеобразовательных учреждений, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечивающих комплексное решение задач по образованию, оздоровлению обучающихся с проблемами здоровья и профилактике заболеваний.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)

11. Центр образования — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.12.2009 N 11)

12. Основные и дополнительные общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и других государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в которых созданы условия для реализации общеобразовательных программ, а также в негосударственных образовательных организациях.
(в ред. законов г. Москвы от 09.12.2009 N 11, от 04.07.2012 N 35)

0
0
0
0
Михаил Петров
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.5

Добрый день.

Какова разница между понятиями «лицей», «гимназия», «школа»?

Лоскутова Ольга Владимировна

Речь в данном случае идет об общеобразовательных организациях, реализующих программу общего образования.

В силу ст. 23 ФЗ «Об образовании в РФ»

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

Сейчас вопрос правового статуса образовательного учреждения: лицей, школа или гимназия определяется органом местного самоуправления.

В то же время Закон Томской области от 12 августа 2013 года №149-ОЗ «Об образовании в Томской области» подобного разделения в системе общего образования не предусматривает, как например, имеет место в г. Москве или Санкт-Петербурге.

Тенденция которая намечена в регионе — это включение их в число образовательных организаций, реализующих инновационные проекты и программы

ст. 11 Закона

В сфере образования в Томской области может осуществляться экспериментальная и инновационная деятельность в форме реализации инновационных проектов и программ, в том числе межведомственных на основе сетевого взаимодействия. Образовательные организации, реализующие инновационные проекты и программы, имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования, признаются региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования. Исполнительные органы государственной власти Томской области, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Семейное право
Отцу что то грозит в этом случае?
Здравствуйте, вопрос такой, ребенок моего мужа остался без матери(умерла),но со своей супругой до этого момента они уже находились в разводе, теперь муж ее единственный законный представитель, ребенка он прописал у себя, ребенку был открыт счет по потери кормильца, муж какое то время остался без работы и пользовался средствами со счета, но при этом и ребенку тоже помогал финансово. сейчас ребенку 17 лет, о том что на счете нет суммы, которую она посчитала с момента ее назначения она не знает, но хочет переоформить счет на себя. Скажите если она увидет что на счете нет денег, она может подать в суд на выплату истраченных средств? Деньги от туда снимались в том числе и на ее расходы. Отцу что то грозит в этом случае?
, вопрос №4097985, Алла, г. Краснодар
Семейное право
Здравствуйте, я бы хотел узнать, может ли пристова снемать задолженности, с деских, потскожить что делать в этом случае
Здравствуйте , я бы хотел узнать , может ли пристова снемать задолженности ,с деских ,потскожить что делать в этом случае
, вопрос №4105877, Иван, г. Москва
586 ₽
Вопрос решен
Социальное обеспечение
Скажите, пожалуйста, лишат ли меня данной социальной выплаты в этом случае?
Я инвалид третьей группы. Я получаю пенсию в размере 7 тысяч рублей и московскую социальную доплату к ней в размере 18 тысяч рублей. Я собираюсь сдавать свою квартиру в аренду за 40 тысяч рублей как самозанятый, страховые взносы платить не собираюсь. Скажите, пожалуйста, лишат ли меня данной социальной выплаты в этом случае?
, вопрос №4105128, Ирина, г. Москва
Гражданское право
307458/24/86018-ИП, заблокировали карту, долгов нет, проверила это на сайте ССП, что делать, как узнать какой пристав это сделал чтоб придти на приём
307458/24/86018-ИП, заблокировали карту, долгов нет, проверила это на сайте ССП, что делать, как узнать какой пристав это сделал чтоб придти на приём
, вопрос №4104814, Olesya Balog, г. Москва
Медицинское право
Что я как "пострадавший" в праве требовать с клиники, и какие для этого нужны документы?
В частной платной клинике удалила зуб после кт снимка челюсти. После процедуры проконсультировали о том, что можно и нельзя, и как ухаживать. После того, как перестала действовать местная анестезия, появилась боль и я терпела её в любом её проявлении и напряжении, 3-е суток не слезая с обезболивающих. Пошли 4-е сутки организм теряет силы к терпению, потому что эта боль постоянная и очень сильная. Мне тяжело открывать рот, жевать и даже глотать. Этой ночью я уже не уснула, так как боль ещё усилилась и распространилась. Болит пол лица - нижняя челюсть, верхняя челюсть, ухо, корень языка, лимфоузел, даже сзади в затылок простреливает. Эта боль в 4 раза сильнее, чем была до удаления. Предлагаю что это не норма. В чем вопрос: если докажут, что это врачебная ошибка, на что я должна претендовать? Что я как «пострадавший» в праве требовать с клиники, и какие для этого нужны документы?
, вопрос №4103743, Карина Лукьянова, г. Москва
Дата обновления страницы 17.12.2017