Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Имеет ли право работодатель с меня снять вредность?
Здравствуйте. Я работаю 20 лет в районной больнице, в стерилизационном кабинете. Платили вредность 15%, так как стерилизатор паровой ГК-100-3, работает под напряжением 380В. В данное время с меня хотят снять вредность вообще! Имеет ли руководство такое право? И что делать в данной ситуации. Заранее спасибо.
Здравствуйте!
В Вашей ситуации важными являются следующие моменты:
— закреплена ли в Вашем трудовом договоре упомянутая Вами надбавка за работу во вредных условиях труда?
— что явилось официальной причиной отмены ее выплаты, в т.ч.проводилась ли работодателем на Вашем рабочем месте специальная оценка условий труда (СОУТ) и каковы ее результаты?
В том случае, если в Вашем трудовом договоре закреплена обязанность по выплате вышеуказанной 15% надбавки, но по результатам СОУТ значения вредных факторов уменьшились либо они вовсе не подтвердились, то работодатель имеет право на основании результатов СОУТ уменьшить либо вообще отменить выплату данной надбавки.
Однако он не имеет право это делать в произвольном порядке, а только с соблюдением процедуры и условий, установленных ст. 74 Трудового кодекса РФ:
Статья 74. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда
В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
Трудовой кодекс не раскрывает понятия организационных и технологических условий труда, однако их примерный перечень содержится в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Так, в соответствии с п.21 постановления, «…работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства».
Таким образом, если 15% надбавка закреплена в Вашем трудовом договоре, то работодатель был обязан Вас предупредить о предстоящей отмене ее выплаты не менее чем за 2 месяца, вручив соответствующее письменное уведомление. Причем в данном уведомлении должны быть обязательно указаны также причины ее отмены, например, результаты проведенной СОУТ в отношении Вашего рабочего места (с которыми Вы должны быть также ознакомлены под роспись и вправе их обжаловать).
В случае закрепления в трудовом договоре данной надбавки и нарушения работодателем вышеприведенных положений ст.74 ТК РФ при отмене ее выплаты, Вы имеете право обратиться в Государственную инспекцию труда, прокуратуру либо суд за восстановлением нарушенных прав.
Для начала же советую написать на имя работодателя запрос с просьбой дать Вам письменный ответ о причинах и законных основаниях отмены выплаты надбавки, т.к., как я понял, в настоящее время Ваше право пока не нарушено, а работодатель только планирует снять с Вас эту надбавку.
Спасибо за ответ. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 17 ноября 2000 N 404, его же не кто не отменял, и какие у меня условия труда были, такие и есть, не что не изменилось.
Дело в том, что Приказ Минздрава РФ от 17 ноября 2000 г. N 404 «О внесении дополнений и изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377» (собственно, как и сам Приказ №377) был признан утратившим силу Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28 октября 2008 г. N 598н с 1 декабря 2008 г.
В вашем случае наиболее важным с правовой точки зрения является момент, закреплена ли надбавка в ТРУДОВОМ ДОГОВОРЕ.