Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Существуют ли налоговые риски при принятии к учету товарной накладной, не соответствующей форме ТОРГ-12, на которую ссылается агентский договор?
Доброе утро!
Получаем МТР по агентскому договору, в котором прописана обязанность агента требовать с Поставщика определенный пакет первичных документов, в т.ч. ТОРГ-12. С 2015 года поступают МТР на которые Поставщик оформляет товарные накладные, утвержденные у себя на предприятии с присутствием обязательных реквизитов, но отсутствует оттиск печати, что не является об.реквизитом. Это не противоречит законодательству, согласно Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" вступившего в силу с 1 января 2013 года. Бухгалтерия отказывается принимать данные документы, ссылаясь на условия агентского договора и возможные налоговые риски. Вопрос: присутствуют ли риски, принимая товарные накладные, не соответствующие форме ТОРГ-12, до включения в условия договора оговорки на иные документы предусмотренные законодательством? Спасибо
Согласно ч. 2 ст. 9 2. Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Таким образом, печать необязательна, хотя рекомендуема (тем более если есть печать у организации).
Хотя в «Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» (формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132) указано место для печати в форме товарной накладной ТОРГ-12, применение данной формы не является обязательным (информация Минфина России N ПЗ-10/2012).
Таким образом, налоговые риски отсутствуют. Главное, чтобы подпись была действительной.
Вопрос: присутствуют ли риски, принимая товарные накладные, не соответствующие форме ТОРГ-12, до включения в условия договора оговорки на иные документы предусмотренные законодательством? Спасибо
Сергей
Здравствуйте, Сергей!
Никаких рисков в данном случае нет. Вы полностью соблюдаете требования бухгалтерского и налогового законодательства. Налоговый кодекс не обязывает вас подтверждать операции только документами, оформленными по установленным формам. К тому же, как вы правильно заметили, первичные бухгалтерские формы на сегодняшний день носят исключительно рекомендательный характер.
Статья 252. Расходы. Группировка расходов
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Вопрос: присутствуют ли риски, принимая товарные накладные, не соответствующие форме ТОРГ-12, до включения в условия договора оговорки на иные документы предусмотренные законодательством?
Сергей
Сергей, добрый день. Форма товарной накладной ТОРГ-12 носит рекомендательный характер, поэтому основная задача организации состоит в надлежащем документальном оформлении соответствующей операции с тем, чтобы на первичном документе наличествовали обязательные реквизиты.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 21 марта 2012 г. N ММВ-7-6/172@
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМАТОВ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В целях реализации положений статей 93, 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить рекомендуемый формат унифицированной формы первичной учетной документации по учету торговых операций ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
ФОРМАТ
УНИФИЦИРОВАННОЙ ФОРМЫ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
ПО УЧЕТУ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ТОРГ-12
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий формат описывает требования к XML файлам (далее — файлам обмена) передачи по телекоммуникационным каналам связи электронного первичного учетного документа Товарная накладная (ТОРГ-12).
Формат имеет статус рекомендованного и установлен в целях предоставления налогоплательщикам возможности реализации права на направление по требованию налогового органа по телекоммуникационным каналам связи первичных документов, формируемых между хозяйствующими субъектами в электронном виде с использованием ЭП и служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 10 ноября 2015 г. N ЕД-4-15/19671
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНО РАЗРАБОТАННЫХ ФОРМАТОВ ДОКУМЕНТОВ
Федеральная налоговая служба рассмотрела вопрос использования самостоятельно разработанных организацией форматов первичных учетных документов и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При этом действующее законодательство в области бухгалтерского учета и налоговое законодательство не содержат ограничений прав, субъектов экономической деятельности для оформления любых фактов хозяйственной жизни использовать самостоятельно разработанные форматы первичных учетных документов.
Таким образом, с точки зрения возможных негативных налоговых последствий здесь никаких рисков нет.
В дополнение к ответам:
Первичные документы, разработанные организацией на основании ч. 4 ст. 9 402-ФЗ «О бухучете», являются документами, разработанными в соответствии с законодательством РФ (письмо Минфина от 22.02.2013 N 03-03-06/1/5002).
При этом в письме ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ указано, что реквизит печати экономических субъектов-составителей документа законодательно в качестве обязательного не установлен. Отсутствие печати при наличии всех обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 9 402-ФЗ «О бухучете», не может являться основанием для отказа в принятии документа к налоговому учету.
Таким образом, если нет печати в товарной накладной, то налогоплательщик не может быть привлечен к какой-либо ответственности по ст. 120 НК РФ и по другим основаниям.