Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Нарушает ли права потребителей в Екатеринбурге отсутствие сдачи с крупной купюры?
Здравствуйте.
Я работаю в магазине и ежедневно сталкиваюсь с тем, что клиенты используют нас в качестве некой разменной кассы, а не для совершения реальных покупок. То есть сначала спрашивают разменять крупную купюру, и после отрицательного ответа, берут что-то на 10-50 рублей и протягивают ту же купюру. В ответ на "сдачи нет" начинают возмущаться и говорить, что мы обязаны дать сдачу. Положение усугубляет наличие терминала в магазине, всем надо оплатить телефон. А еще всем надо мелочь на проезд, мелкие деньги детям, да и мало ли куда. В общем, всем постоянно надо, а нам, видимо, нет. В итоге постоянная проблема с тем, что с любым количеством размена, касса опустошается довольно быстро. Бегаем, меняем, но этого хватает на слишком короткий срок. Люди думают, что в течении дня или к концу смены нам нанесли мелких купюр, а на деле наоборот все вычистили.
Магазин мелкий, поселок. Это не гипермаркет, никакой главной кассы, бухгалтеров, разумеется нет. Что наработали за день, часть отдаем начальству на закупки товара, а мелкие - на утро. Но кому же до этого дело есть... Даже банкоматы не дают мелкие купюры - заканчиваются, и единственный сбербанк тоже не всесилен, даже там заканчивается размен.
Действительно ли есть ущемление прав потребителя в том, что у кассира нет сдачи? Есть ли наказание продавцу? И что делать, если эту сдачу ну физически нигде не достать, потому что у всех торговых точек вокруг та же самая проблема, а из своих кошельков мы итак достаем все по возможности?
Что пишут на эту тему в новых, действующих законах? Я не нашла там никаких однозначных ответов.
То есть фактически закон заведомо ставит всех продавцов в не гипермаркетах в безвыходное ущемленное положение, где невозможно этот самый закон выполнить, а вот наказание вполне возможно?
Кроме того, пишут, о необоснованном отказе. Отказ обоснован. О возможности передать товар. Но в таком случае возможности передать товар нет, ведь покупатель не предоставил необходимую продавцу оплату, а бесплатно не дают.
Остаток на утро есть везде, его хватает, как правило, на час-два, иногда на первые пятнадцать минут. В редких удачных днях хватает на день (обычно в середине месяца). Превышать этот размер остатка нельзя. Иметь в кассе реально необходимый остаток или размен на каждого желающего умника (это тысяч этак тридцать мелкими деньгами) - недопустимо. Покидать рабочее место нельзя. Оставлять кассу тем более. Чем защищаться продавцу от обнаглевших разменщиков и в том числе от таких однобоких законов? А владельцу магазина от жалоб? Как доказать, что покупка копеечной жвачки (или того что подвернется) с 5000 - не покупка, а повод разменять купюру?
В соответствии с пунктом 3.8.1 «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утвержденных Минфином РФ от 30.08.1993 N 104, директор (заведующий) предприятия либо его заместитель, дежурный администратор обязан обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями. В случае отсутствия размена монеты покупатель может потребовать жалобную книгу и описать в ней происшедшее, а также пожаловаться в Роспотребнадзор и Общество защиты прав потребителя, ведь, по сути, отказ принять оплату в виде любой купюры означает отказ от продажи товара, а это серьезное нарушение прав потребителя. Действительно, договор купли-продажи является публичным договором, поэтому к нему можно применить правила, установленные частью 3 статьи 426 ГК РФ. «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». То есть, если в торговой точке не берут деньги покупателя из-за отсутствия размена, то это может означать фактический отказ продать товар. За нарушение прав потребителей, в том числе, за ущемление их прав в виде требования передать в оплату покупки купюру иного достоинства, КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа (часть 2 статьи 14.8 КоАП) в размере: — на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.; — на юридических лиц — от 10000 до 20000 руб.
Здравствуйте, Ольга. Сдача должна присутствовать в обязательном порядке, покупателя этот вопрос никак не волнует. Вас же в свою очередь должно обеспечить руководство разменными купюрами
Согласно письму Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104 о правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, «руководство магазина отвечает за то, чтобы обеспечить кассиров разменными купюрами и монетами «в количестве, необходимом для расчетов с покупателями».
Также в Письме Правительства от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли», запрещается предлагать покупателю вместо денежной сдачи любые товары или требовать от потребителя самостоятельно разменивать деньги.
Если не продают товар по причине того что нет сдачи, покупатель может сделать запись в книге жалоб, пожаловаться в роспотребнадзор или в суд
С уважением, Крылов А.С.
В соответствии с п. 2 ст. 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором. Так, в ст. 426 сказано: «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». Отсутствие сдачи не является отсутствием возможности, и согласно данной статье кодекса продавец не имеет права отказать в продаже товара по этой причине.
Если продавец отказывается продать товар или разменять купюру, вы можете оставить запись об этом в жалобной книге и обратиться, допустим, в Общество защиты прав потребителей. Если книгу вам не дали (и даже если вам удалось сделать в ней запись, но вы не удовлетворены этим), обращайтесь в Роспотребнадзор или Общество защиты прав потребителей. Результат проверки Роспотребнадзор сообщит в письменной форме.
Если из-за отказа продавца от заключения договора купли-продажи, покупателю причинен существенный ущерб (моральный, материальный), а продавец отказался удовлетворить требование клиента возместить ущерб добровольно, подавайте иск в суд. Однако, как признают специалисты, дело это хлопотное и вряд ли вам захочется связываться — себе дороже выйдет. Хотя ничего невозможного нет — если есть желание докопаться до сути, то попробуйте. В любом случае вашу жалобу обязаны рассмотреть и решить этот вопрос.