8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
400 ₽
Вопрос решен

Прием на работу гражданина Беларусии

Добрый день. ИП, УСН доходы, хочу принять на работу гражданина Белоруссии. Работник оформил Свидетельство о регистрации по месту пребывания и встал на налоговый учет. Как мне правильно его оформить? В чем отличие от трудоустройства гражданина РФ? Необходим ли панет на работу этому человеку? И в какой срок я должен уведомить ФМС о найме сотрудника?

, Дмитрий, г. Москва
Александр Самарин
Александр Самарин
Юрист, г. Москва
Эксперт

Здравствуйте. Оформляете как и гражданина РФ с некоторыми нюансами касающимися миграционного учёта и соц. страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее — Договор о ЕАЭС) работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства (п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
В соответствии с абз. 2 п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации.
Согласно ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 «О равных правах граждан» договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Белоруссии равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Белоруссии. Договаривающиеся стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено трудовым законодательством, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
На граждан Республики Беларусь в полной мере распространяется действие норм трудового законодательства РФ и прием на работу осуществляется на условиях ст. ст. 56 — 71 ТК РФ.
Отметим, что о заключении трудового договора с гражданином необходимо уведомить территориальный орган МВД России (пп. «а» п. 2 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156, п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н).
При приеме на работу граждане Белоруссии должны представить те же документы, что и россияне. Перечень таких документов определен в ст. 65 ТК РФ. Это:
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
— трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
В соответствии со ст. 327.2 ТК РФ наряду с условиями, предусмотренными ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
В отношении работников из Республики Беларусь действуют нормы Договора о ЕАЭС. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). Обязательное медицинское страхование относится к социальному обеспечению (социальному страхованию) (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС). Соответственно, можно сделать вывод о том, что временно пребывающие граждане Белоруссии относятся к числу застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию и плательщики страховых взносов должны уплачивать с выплат в пользу данных лиц страховые взносы, в том числе на обязательное медицинское страхование (Письмо Минтруда России от 27.05.2016 N 17-3/ООГ-876).
Право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется Приложением N 30 к Договору о ЕАЭС, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является (п. 4 ст. 98 Договора о ЕАЭС).
иностранный гражданин не должен предъявлять документы воинского учета.
Согласно ч. 3 ст. 66 ТК РФ работодатель (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если данная работа является для работника основной. Работодатель обязан вести трудовые книжки и на иностранных работников.
Таким образом, принимая на работу граждан Республики Беларусь, оформлять их на работу нужно так же, как и российских граждан, с учетом вышеприведенных особенностей. Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации, трудовая книжка, выданная на территории Республики Беларусь, может быть представлена при трудоустройстве таким работником на территории Российской Федерации. Если трудовая книжка была выдана в Белоруссии по образцу 1974 г., то работодатель вправе продолжить ее заполнение (Письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1).

Вопрос: Как оформить на работу гражданина Республики Беларусь и каков порядок заполнения его трудовой книжки?
(Консультация эксперта, 2016)

И в какой срок я должен уведомить ФМС о найме сотрудника?
Дмитрий

В течении 3-х рабочих дней. Сейчас не ФМС, а МВД

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

1
0
1
0
Мария Федько
Мария Федько
Юрист, г. Москва

Здравствуйте, Дмитрий.

Гражданам Белоруссии не нужно предоставлять разрешение на работу при трудоустройстве, так как международным договором установлено следующее правило:

Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.)
Статья 97
Трудовая деятельность трудящихся государств-членов
1. Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Также данным международными договором закреплены следующие нормы:

5. Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
6. Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда.
В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.
7. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена в случаях, предусмотренных законодательством государства въезда, используют миграционные карты (карточки), если иное не предусмотрено отдельными международными договорами государств-членов.
8. Граждане государства-члена при въезде на территорию другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающему проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда, освобождаются от использования миграционной карты (карточки), если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.
9. В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории государства трудоустройства в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.
0
0
0
0
Андрей Власов
Андрей Власов
Юрист, г. Апатиты
рейтинг 7.4
Эксперт
ИП, УСН доходы, хочу принять на работу гражданина Белоруссии. Работник оформил Свидетельство о регистрации по месту пребывания и встал на налоговый учет. Как мне правильно его оформить? В чем отличие от трудоустройства гражданина РФ? Необходим ли панет на работу этому человеку? И в какой срок я должен уведомить ФМС о найме сотрудника?
Дмитрий

Дмитрий, добрый вечер! К сказанному коллегами добавлю, что за нарушение ч. 8 ст. 13 115-ФЗ об уведомлении органов миграционного контроля о заключении договора с иностранным гражданином (как трудового так и гражданско-правового) очень серьезная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП

3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

при этом ИП по этой статье несут ответственность как юрлица

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
0
0
0
0
Похожие вопросы
900 ₽
Вопрос решен
Автомобильное право
Я гражданин России и у меня есть вид на жительство( грин карта) США, я имею водительское удостоверение в РФ на
Добрый вечер! Я гражданин России и у меня есть вид на жительство( грин карта) США, я имею водительское удостоверение в РФ на вождение легкового автомобиля, но нет открытой категории для вождения мотоцикла, а в американских правах категория для вождения мотоцикла у меня есть, могу ли я управлять мотоциклом в России используя при этом американские водительские права.
, вопрос №4105732, Назаров Сергей Константинович, г. Москва
Трудовое право
Основания, по которым могут отказать в приеме на работу в неблагоприятных условиях труда (с ссылкой на нпа)
основания, по которым могут отказать в приеме на работу в неблагоприятных условиях труда (с ссылкой на нпа)
, вопрос №4105303, Дарья, г. Москва
Налоговое право
Каков налог для гражданина РФ имеещего вид на жительство в республике Беларусь при продаже доли квартиры собтвенность 1 год
каков налог для гражданина РФ имеещего вид на жительство в республике Беларусь при продаже доли квартиры собтвенность 1 год
, вопрос №4105052, Владимир, г. Москва
Военное право
Здравствуйте, я иностранный гражданин (Кыргызстан) заключил контракт с МО РФ на один год по СВО с 30.05.2023 по
Здравствуйте, я иностранный гражданин (Кыргызстан) заключил контракт с МО РФ на один год по СВО с 30.05.2023 по 29.05.2024г.Будет ли на меня распространяться Закон об Автоматическом продлении контракта до окончания СВО? Заранее благодарен за ответ!
, вопрос №4104372, Андрей, г. Иркутск
Социальное обеспечение
Возможно ли пенсионное обеспечение граждан из числа священнослужителей?
Боголюбов обратился в отделение единого фонда с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости. В качестве подтверждения страхового стажа он приложил справку о прохождении службы в храме Успения Пресвятой Богородицы в должности штатного диакона выданную заведующим канцелярии Московской Патриархии. ВОПРОС: 1. Возможно ли пенсионное обеспечение граждан из числа священнослужителей?
, вопрос №4104228, Мадина, г. Москва
Дата обновления страницы 08.12.2016