Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Возврат товара после возврата денег и статус сделки
Добрый день, дамы и господа Юристы. Мы юр. лицо – поставщик товара. Один из наших клиентов юр. лиц – покупателей подал иск в арбитражный суд с требованием вернуть деньги за поставленный ему некачественный товар в полном объеме. Суд требования удовлетворил, взыскал с нас всю стоимость поставленного некачественного товара. Покупатель получил исполнительный лист и получил все причитающиеся деньги. При этом покупатель без объяснения причины отказывается вернуть нам товар (пусть даже и некачественный). То есть, в настоящий момент покупатель владеет и полученными по решению суда деньгами, и товаром. В решение суда вопрос о возврате товара не оговаривается. Можем ли мы как-то в судебном порядке обязать покупателя вернуть нам товар (пусть даже и некачественный)? И, если, да, то на основании каких норм права, статей ГК? Может быть, есть какая-то позиция ВАС или ВС по данному вопросу? И в каком статусе сейчас находится наша сделка с покупателем: ничтожная, недействительная. Или нужно отдельно обращаться в суд с требованием признать сделку недействительной? В решение суда об этом также ничего не говорится. Заранее благодарим за помощь!
И что делать, если нашего товара у покупателя уже нет (так как прошло два года), то есть он не сможет вернуть товар. Вправе ли мы требовать компенсации стоимости товара, и, если, да, - то, чему эта компенсация будет равна – изначальной цене товара? И когда ставить вопрос о компенсации: в том же процессе или позже в отдельном суде, если вдруг покупатель не вернет сам товар. Спасибо за помощь!
Эдуард, здравствуйте!
В Вашей ситуации имеет место отказ покупателя от исполнения договора купли-продажи с возвратом уплаченной за товар денежной суммы — расторжение договора поставки. Таким образом, Ваша сделка не была признана недействительной, был лишь расторгнут договор.
Вы вправе вернуть товар ненадлежащего качества, поскольку договор был расторгнут, а деньги — возвращены покупателю. Факт нахождения товара в распоряжении покупателя в данном случае надлежит рассматривать как неосновательное обогащение с его стороны, поскольку фактически при расторгнутом договоре он приобрел определенное имущество (пусть и ненадлежащего качества) за Ваш счет.
Что делать, если нашего товара у покупателя уже нет (так как прошло два года), то есть он не сможет вернуть товар. Вправе ли мы требовать компенсации стоимости товара, и, если, да, - то, чему эта компенсация будет равна – изначальной цене товара? И когда ставить вопрос о компенсации: в том же процессе или позже в отдельном суде, если вдруг покупатель не вернет сам товар. Спасибо за помощь!
Эдуард, еще раз здравствуйте!
Пункт 1 статьи 1105 ГК РФ прямо предусматривает возможность взыскания стоимости неосновательно полученного/сбереженного имущества в случае невозможности его возврата в натуре.
Поэтому в исковом заявлении Вы можете изложить требования примерно следующего вида: "Возложить на ответчика обязанность по возврату ххххх (прим.: наименование имущества), переданного по договору поставки от дд.мм.гггг, а в случае невозможности исполнения обязательства в натуре — взыскать с ответчика действительную стоимость этого имущества по состоянию на дд.мм.гггг (прим.: день вступления в законную силу решения суда о взыскании уплаченных по договору денежных средств — момент расторжения договора поставки)".
Но для полноты моего ответа хотелось бы понимать, имеется ли у Вас какая-либо переписка с противоположной стороной? Какие-либо письма, подтверждающие, что ранее Вы изъявляли желание забрать товар обратно, а покупатель отказался, и (или) что товар в данный момент отсутствует у покупателя?
Если у вас есть на руках ответ покупателя о том, что имущество отсутствует, то можно сразу заявлять требование о взыскании стоимости неосновательного обогащения.
Напоминаю, что благодарность за помощь Вы также можете выразить, оставив отзыв о моей консультации (зеленый плюс под сообщением).