Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Должен ли проходить предрейсовый осмотр водитель, не выезжающий в этот день на автомобиле?
Вопрос, ответ на который не нашел -
Предприятие использует автотранспорт исключительно для внутренних нужд.
Если для водителя в конкретный день нет задач по управлению автотранспортом, обязан он пройти тем не менее предрейсовый мед.осмотр?
Ведь в "рейс" он сегодня не поедет, а будет "просиживать" штаны в комнате отдыха водителей, т.к. для него это рабочий день! Как это воспринимается проверяющими органами?
- список документов к ст 76 ТК.jpg
прошу, при наличии возможности, аргументировать необязательность прохождения мед.осмотра водителю, не выезжающему из гаража, не только с позиции безопасности движения, но и с позиции Трудового кодекса, а также, по возможности, Налогового кодекса.
Цитируемый фрагмент "Предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей."
"Статья 76 ТК: Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;"
Список таких случаев (судя по Консультант+) включает ст. 213 ТК:
"Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены)."
Возвращаясь к ст. 76 ТК:
"В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. "
Соответственно, поверхностная логика может дать следующую конструкцию:
если водитель перед началом рабочего дня (смены), даже при отсутствии рейса, не прошел мед.осмотр, работодатель обязан его отстранить от работы и не начислять з/п;
соответственно, неначисленная з/п уменьшит расходы организации, принимаемые к расчету прибыли, а соответственно - увеличит прибыль и получаемые с нее налоги.
Может ли организация своим локальным нормативным актом по ст. 8 ТК изменить ситуацию, генерируемую ст. 76 ТК? Что говорит практика проверяющих органов?
Вот, в принципе, что интересует.
Кичигин Сергей дал развернутое обоснование своей позиции до момента ссылки на ст. 76 ТК РФ.
В ст. 76 вместо слова "вправе" стоит слово "обязан". А это немного меняет выводы, изложенные в нижней части письма!
Отсюда и возник данный вопрос: непрохождение мед.осмотра "обязывает отстранить" работника от работы с последующим неначислением заработной платы и уменьшения расходов на выплату заработной платы?
Т.е. в этом и вопрос: расходы на оплату труда сотрудника не прошедшего мед.осмотр будут ли включаться в расходы организации и учитываться в налогообложении прибыли? Или позиция проверяющих органов такова: нет рейса - нет мед.осмотра и нет условий к отстранению от работы по ст. 76 ТК РФ
Здравствуйте, Александр!
Четко законодательные нормы не дают ответа на ваш вопрос. Выскажу свое мнение. Согласно Методическим рекомендациям «Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей», утвержденным Письмом Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 «О ПРЕДРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРАХ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
Предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей.
Отсюда следует, что если у водителя в этот день нет рабочей смены, то предрейсовый медосмотр в отношении него не обязателен.
При этом данный вопрос может быть решен на уровне локальных нормативных актов конкретной организации (ст. 8 ТК РФ).
Здравствуйте. Прохождение пред и послерейсовых осмотров носит рекомендательный характер. Если водитель не выходит в рейс и оуководитель счиьает неуместным осмотр, то можно не проводить.
письмо Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»
Доброго дня!
Исходя из самого термина «ПРЕДРЕЙСОВЫЙ осмотр» можно уже уверенно заключить, что данный осмотр является обязательной процедурой перед выходом на работу (в рейс).
При этом Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в статье 23 чётко различает обязательные предварительные, периодические, а также предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
обязательные предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Уже упоминавшийся здесь приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» в пункте 6 гласит, что
Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
При этом пункт 16 Приказа говорит о том, что
По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен».
Также сошлюсь, на уже приведённые методические рекомендациям «Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей», утвержденным Письмом Минздрава РФ от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств», которые подтверждают приведённые ниже выводы.
А именно, из изложенного можно сделать вывод о том, что исполнение трудовых обязанностей водителя заключается в управлении транспортным средством (смотрим трудовой договор и должностную инструкцию), то и предрейсовый осмотр должен проводиться непосредственно перед выходом в рейс.
Т.е., работодатель на основании положения статьи 76 Трудового кодекса вправе отстранить от работы работника не прошедшего:
— обязательный предварительный мед.осмотр;
— обязательный периодический мед.осмотр;
— обязательный предрейсовый мед.осмотр.
Все они являются обязательными. При этом, режим и порядок прохождения у них различный. В частности, в отсутствие необходимости (иил возможности) выхода в рейс, предрейсовый осмотр водителя проводиться не должен.
P.S.: то, что вы описываете в вопросе
в «рейс» он сегодня не поедет, а будет «просиживать» штаны в комнате отдыха водителей, т.к. для него это рабочий день
по факту является простоем и регулируется статьёй 157 Трудового кодекса.
С уважением
юрист Кичигин С.В.
Спасибо!
Только в ст. 76 вместо слова "вправе" стоит слово "обязан".
А это немного меняет выводы, изложенные в нижней части письма!
Отсюда и возник данный вопрос: непрохождение мед.осмотра "обязывает отстранить" работника от работы с последующим неначислением заработной платы и уменьшения расходов на выплату заработной платы?
Т.е. в этом и вопрос: расходы на оплату труда сотрудника не прошедшего мед.осмотр будут ли включаться в расходы организации и учитываться в налогообложении прибыли? Или позиция проверяющих органов такова: нет рейса - нет мед.осмотра и нет условий к отстранению от работы по ст. 76 ТК РФ
Доброго дня, Александр!
Только в ст. 76 вместо слова «вправе» стоит слово «обязан». А это немного меняет выводы, изложенные в нижней части письма!
Александр
В данном случае ничего в выводах не меняется. Обязанность по
отстранению у работодателя возникает при намерении работника приступить к
исполнению должностных обязанностей, при наличии условий, названных в
приведённой статье ТК РФ, препятствующих этому.
Предрейсовый медицинский осмотр позволяет дать заключение о
допуске/не допуске водителя к работе.
При простое имеют место быть обстоятельства, делающие
невозможным выполнение работником его трудовой функции — вождения транспортного средства.
При простое водитель фактически к работе не приступает.
Следовательно, отсутствует необходимость для прохождения им предрейсового
осмотра.
По вопросу расходов
Исходя из смысла статьи 252 Налогового кодекса РФ, «расходами
признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода».
Расходы, которые организация несёт при простое, связаны с
поддержанием производственных ресурсов с целью дальнейшей коммерческой деятельности (заработная плата работников, амортизация оборудования). Т.е. понесённые при простое расходы также направлены на получение дохода. При отсутствии реализации, данные расходы будут убытками.
Статья 265 НК РФ к внереализационным расходам относит убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном налоговом периоде, в т.ч. потери от простоев по внутрипроизводственным причинам (подп. 3 п. 2 ст. 265 НК РФ).
По этому вопросу есть письмо Минфина РФ от 15.10.2008 г. № 03-03-06/4/71.
С уважением
С.В. Кичигин
Уважаемые юристы, не закрывайте вопрос ранее 18.02. Так как клиенту требуется больше времени на изучение вопроса. Возможно появится необходимость в ответе на дополнительные уточнения.
Спасибо за оперативный ответ!
Это письмо не утратило ли своей актуальности в связи с выходом приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»?
Нет, не утратило. Методические рекомендации применяются в части, не противоречащей Приказу Минздрава России от 15.12.2014 N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».