Правовед.ру в твоем кармане. Юрист онлайн 24/7

Установите приложение и получите скидку 15% на оплату вопроса

Скидка 15% при оплате вопроса в приложении Правовед.ру по промокоду Pravoved2022

Промокод: Pravoved2022

8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Независимая экспертиза товара ненадлежащего качества

Продажа товара, качество которого не позволяет использовать его по прямому назначению, существенно нарушает интересы покупателя. В этом случае возникает комплекс прав, направленных на защиту потребителя, в том числе для обмена на новый товар или на возврат денежных средств. Подтвердить обоснованность претензий покупателя позволит независимая экспертиза качества товара.

Порядок проведения независимой экспертизы товара ненадлежащего качества

Возможность замены некачественной продукции, возврата уплаченной стоимости товара и взыскание штрафных санкций, зависит от надлежащего подтверждения претензий покупателя. Процедура предъявления указанных требований регламентирована Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (далее – Закон № 2300-1) и связана с проведением независимой экспертизы некачественного товара.

Независимая экспертиза товара ненадлежащего качества заключается в выполнении комплекса мероприятий, направленных на выявление и фиксацию любых дефектов в приобретенном изделии. На рассмотрение экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

  • объективные причины возникновения или проявления дефектов – нарушение правил эксплуатации изделия, заводской брак, условий хранения у продавца и т.д.;
  • характер поломок, влияющий на возможность восстановления работоспособности;
  • процент снижения качественных характеристик продукции;
  • перечень необходимых ремонтно-восстановительных и сервисных работ для устранения недостатков.

Независимая экспертиза должна быть назначена при обращении потребителя с жалобами на дефекты товара. При несогласии с заключением эксперта у потребителя сохраняется право самостоятельно заказать проверку у другого специалиста, а при несоответствии выводов разных экспертов урегулирование спора может осуществляться в судебном порядке.

Юридическим основанием для назначения и проведения экспертизы будет являться заявление покупателя с указанием недостатков, проявившихся в процессе эксплуатации. Одновременно с предъявлением заявления потребитель должен предоставить продавцу некачественный товар для проведения проверки. Отказ в передачи изделия может существенно осложнить дальнейшую процедуру предъявления претензий.

О приеме товара на экспертизу оформляется двусторонний акт, в котором продавец и покупатель определяют все характеристики переданного предмета, его фактическое состояние, а также работоспособность с учетом выявленных недостатков. Копия данного акта выдается покупателю и может быть использована на дальнейших стадиях урегулирования спора.

Кем проводится экспертиза?

Проверка качества товара и составление экспертного заключения должна осуществляться специализированной организацией, которая должна входить в состав профильной СРО. Каждый эксперт указанной организации должен иметь профессиональный аттестат, что гарантирует объективность проводимого исследования.

Нередко у потребителей вызывает сомнение объективность эксперта, особенно если он на постоянной основе сотрудничает с продавцом. Нужно учитывать следующие нюансы работы экспертов:

  • в случае нарушения при проведении экспертизы и составлении заключения указанный специалист может быть привлечен к ответственности, так как его деятельность застрахована на случай возможного причинения ущерба гражданам;
  • дополнительной мерой ответственности является членство в СРО, так как эта организация также обязана следить за качеством работы своих членов;
  • при выдаче заключения по итогам проверки эксперт обязан указать не только выводы о качестве товара, но и подробно описать процесс исследований, варианты применяемых методов и т.д. (это позволит проверить объективность экспертизы на дальнейших стадиях урегулирования спора).

Выводы эксперта должны содержать четкие и однозначные выводы, не допускающие двоякого толкования. Если выявление определенных фактов невозможно по объективным причинам, эксперт обязан изложить такие обстоятельства в своем заключении.

Итоговое заключение эксперт представит заказчику услуги. Если впоследствии спор будет передан на рассмотрение суда, эксперта можно привлечь к участию в судебном процессе.

Кто должен оплачивать?

Законом № 2300-1 регламентировано, что при обращении покупателя с претензиями о качестве товара обязанность по назначению и оплате экспертизы возлагается на продавца. Следовательно, требование к покупателю оплатить услуги эксперта будет являться неправомерным.

Также нужно учитывать следующие нюансы проведения и оплаты экспертных действий:

  • в случае если причиной дефекта будет являться нарушение правил эксплуатации, расходы на проведение экспертизы будет обязан возместить покупатель (данное правило направлено на защиту интересов продавца от необоснованных претензий потребителей);
  • если покупатель не согласен с результатом экспертизы, назначенной продавцом, он имеет право самостоятельно выбрать независимого эксперта и заказать повторное исследование;
  • если покупатель докажет свою правоту после проведения повторной экспертизы за свой счет, он сможет в полном объеме взыскать все расходы, связанные с защитой своих интересов.

Таким образом, продавец не может произвольно перекладывать обязанность по проведению и оплате экспертизы некачественного товара на самого потребителя, это будет прямым нарушением закона.

Сроки проведения процедуры

Продолжительность экспертных мероприятий может существенно различаться, в зависимости от вида товара, его функциональных особенностей, а также территориальной расположенности эксперта. Тем не менее, итоговый срок проверки не должен превышать сроков, установленных Законом № 2300-1 для выполнения законных требований потребителя.

В статье 20 Закона 2300-1 указано, что общая продолжительность времени на устранение недостатков товара должна соответствовать минимально необходимому объективному сроку. Если продавец и покупатель согласовывают сроки всех мероприятий в письменной форме, продолжительность устранения недостатков не может превышать 45 дней.

На практике, экспертное обследование проходить в пределах 10-20 дней, что соответствует законодательным нормам. Также нужно учитывать, что в скорейшем проведении экспертизы заинтересован и продавец, поскольку с него могут быть взысканы штрафные санкции за каждый день нарушения прав потребителя.

Что делать после независимой экспертизы?

Если в результате экспертизы выявлены причины и характер дефекта, продавец обязан удовлетворить законные требования покупателя – выполнить ремонтные работы, заменить товар на новый, вернуть денежные средства за предмет и т.д. Отказ в выполнении указанных претензий может последовать только в случае, если причиной поломки выступали действия самого покупателя.

Если заключение эксперта указано на неправомерные действия потребителя, он вправе обратиться для проведения повторной экспертизы, а затем и в судебное учреждение. Окончательную точку в споре может поставить суд, которому предоставлено право оценивать все доказательства по собственному убеждению, в том числе и выводы эксперта.

Последние вопросы по теме «независимая экспертиза товара ненадлежащего качества»

Фильтры
По вашему запросу ничего не найдено
Ищете ответ? Спросить юриста проще
или8 499 938-65-20