Правовед.ру в твоем кармане. Юрист онлайн 24/7

Установите приложение и получите скидку 15% на оплату вопроса

Скидка 15% при оплате вопроса в приложении Правовед.ру по промокоду Pravoved2022

Промокод: Pravoved2022

8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Законы о госзакупках

Государственные и муниципальные тендеры направлены на приобретение товаров, работ и услуг у субъектов предпринимательской деятельности для нужд страны и регионов. При этом законодательство устанавливает приоритет конкурентных способов закупок. Система законодательных актов детально регламентирует все этапы торгов. В этой статье мы расскажем, какие законы о госзакупках применяются в 2017 году, и какие изменения в законе о госзакупках нужно учитывать участникам тендеров.

Федеральные законы о госзакупках

Регламентирование государственных и муниципальных закупок осуществляется на федеральном уровне, самостоятельным нормативным актом утверждены правила проведения тендеров для отдельных категорий юрлиц (госкорпорации, субъекты естественных монополий и т.д.).

Контроль за соблюдением федеральных законов в сфере госзакупок возложен на государственное ведомство – Федеральную антимонопольную службу.

Рассмотрим ключевые характеристики действующих законов о госзакупках, а также состав возможных правонарушений со стороны участников тендеров.

44-ФЗ

Базовым нормативным актом в сфере закупочной деятельности является Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, который распространяется на все виды государственных и муниципальных учреждений. Указанный закон содержит подробный свод правил - о федеральной контрактной системе, о госзакупках товаров, работ и услуг, о порядке создания и функционирования конкурсных и аукционных комиссий, проведении торгов и т.д.

Можно выделить следующие ключевые нюансы, которые предусматривает закон о госзакупках на 2017 год:

  • он устанавливает приоритет конкурентных способов закупок в виде конкурсов или аукционов, а возможность приобретения товаров или услуг у единственного поставщика должна быть обоснована заказчиком;
  • для выполнения всех закупочных мероприятий в госучреждениях создаются конкурсные и аукционные комиссии, работы возглавляет контрактный управляющий;
  • в закупочных процедурах могут принимать участие юридические лица и частные предприниматели;
  • закон о госзакупках предусматривает принцип прозрачности всех тендерных процедур – конкурсная и аукционная документация размещается в открытом доступе в единой информационной системе, подача заявок и проведение торгов проводятся на электронных торговых площадках, а результаты закупки публикуются в открытом доступе;
  • итогом торгов является подписание государственного или муниципального контракта;
  • даже малейшее нарушение Закона № 44-ФЗ влечет существенные штрафные санкции для заказчика или членов комиссии, а при существенном ограничении прав участников тендера его результаты могут быть отменены.

Закон предусматривает осуществление постоянного контроля за всеми стадиями и процедурами тендеров.

Эти полномочия принадлежат ведомству ФАС, которое проводит плановые и текущие проверки, а также обязано реагировать на обращения заинтересованных лиц.

Если участником тендера подается жалоба в ФАС в период проведения закупки, она должна быть рассмотрена в пределах пятидневного срока после поступления.

94-ФЗ

До вступления в силу Закона № 44-ФЗ в Российской Федерации действовал Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Именно в этом нормативном акте впервые были введены правила конкурентных закупок для государственных и муниципальных учреждений. Ключевые различия в процедуре по Закону 94-ФЗ и действующему законодательству заключаются в следующем:

  • Закон № 94-ФЗ допускал проведение конкурентных процедур (конкурсы и аукционы) в документальной форме без электронных площадок, что существенно снижало прозрачность тендеров;
  • ранее действовавший закон позволял относительно легко дробить сумму по однородным закупкам на несколько отдельных контрактов, что приводило к злоупотреблениям со стороны заказчиков;
  • в Законе № 94-ФЗ практически полностью отсутствовали требования по составлению и регулярному обновлению планов-графиков закупки, что не давало возможность участникам заблаговременно подготовиться к тендеру;
  • только с принятием Закона № 44-ФЗ о госзакупках была введена в действие полноценная система отчета о завершенной закупке.

Помимо этого, Закон № 44-ФЗ расширил перечень мер по обеспечению участия в торгах и при исполнении госконтрактов, что значительно снизило риски заказчиков.

223-ФЗ

Самостоятельным нормативным актом в сфере закупочной деятельности является Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. С 2011 года стали применять специальные правила для следующих категорий юрлиц:

  • государственные и публичные корпорации, а также иные компании с государственным участием (в которых доля в уставном капитале или количество акции, принадлежащих государству, составляет не менее 50%);
  • унитарные предприятия, созданные государством или муниципальными властями;
  • дочерние общества, в которые доля государственных корпораций составляет более 50%;
  • иные категории субъектов, перечисленных в ст. 1 Закона № 223-ФЗ.

Закон № 223-ФЗ предусматривает для перечисленных субъектов самостоятельность в разработке и утверждении положений о закупках.

Тем не менее все закупки должны проходить через конкурентные процедуры с обязательным размещением на специализированных электронных ресурсах.

Перечень закупочных процедур по Закону № 223-ФЗ существенно расширен. Однако сохранены принципы прозрачности тендеров и равенства прав всех участников при доступе к размещенному заказу. Контроль за проведением закупочных мероприятий по указанному закону также осуществляет служба ФАС.

Нарушение закона о госзакупках

Закон № 44-ФЗ о госзакупках в 2017 году предусматривает штрафные санкции практически за каждое нарушение установленного порядка. Привлечение к ответственности возможно при следующих обстоятельствах:

  • установление в конкурсной или аукционной документации неправомерных ограничений для участников тендера (например, требования о представлении документов, не перечисленных в Законе № 44-ФЗ);
  • нарушение сроков размещения процессуальных документов на электронных площадках (например, протоколов о рассмотрении заявок или протокола о проведении торгов);
  • отказ в предоставлении обязательной информации участникам тендера;
  • неправомерное отклонение заявки участника;
  • выявление случаев сговора между заказчиком и одним из участников закупочной процедуры;
  • нарушение сроков оплаты по государственному контракту;
  • иные нарушения, перечисленные в Законе № 44-ФЗ и подпадающие под административные составы КоАП РФ.

Привлечение к ответственности в сфере госзакупок осуществляется службой ФАС по итогам рассмотрения административных дел. Для госзаказчика предусмотрены санкции в виде штрафа. Его взыскание может осуществляться с юридического лица, руководителя организации или членов конкурсных и аукционных комиссий. Для участника закупки дополнительной мерой ответственности является включение в реестр недобросовестных поставщиков, что исключает возможность подавать заявки по тендерам в последующие два года.

Последние вопросы по теме «законы о госзакупках»

Фильтры
По вашему запросу ничего не найдено
Ищете ответ? Спросить юриста проще
или8 499 938-65-20