Правовед.ру в твоем кармане. Юрист онлайн 24/7

Установите приложение и получите скидку 15% на оплату вопроса

Скидка 15% при оплате вопроса в приложении Правовед.ру по промокоду Pravoved2022

Промокод: Pravoved2022

8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Законы о госзакупках

Государственные и муниципальные тендеры направлены на приобретение товаров, работ и услуг у субъектов предпринимательской деятельности для нужд страны и регионов. При этом законодательство устанавливает приоритет конкурентных способов закупок. Система законодательных актов детально регламентирует все этапы торгов. В этой статье мы расскажем, какие законы о госзакупках применяются в 2017 году, и какие изменения в законе о госзакупках нужно учитывать участникам тендеров.

Федеральные законы о госзакупках

Регламентирование государственных и муниципальных закупок осуществляется на федеральном уровне, самостоятельным нормативным актом утверждены правила проведения тендеров для отдельных категорий юрлиц (госкорпорации, субъекты естественных монополий и т.д.).

Контроль за соблюдением федеральных законов в сфере госзакупок возложен на государственное ведомство – Федеральную антимонопольную службу.

Рассмотрим ключевые характеристики действующих законов о госзакупках, а также состав возможных правонарушений со стороны участников тендеров.

44-ФЗ

Базовым нормативным актом в сфере закупочной деятельности является Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, который распространяется на все виды государственных и муниципальных учреждений. Указанный закон содержит подробный свод правил - о федеральной контрактной системе, о госзакупках товаров, работ и услуг, о порядке создания и функционирования конкурсных и аукционных комиссий, проведении торгов и т.д.

Можно выделить следующие ключевые нюансы, которые предусматривает закон о госзакупках на 2017 год:

  • он устанавливает приоритет конкурентных способов закупок в виде конкурсов или аукционов, а возможность приобретения товаров или услуг у единственного поставщика должна быть обоснована заказчиком;
  • для выполнения всех закупочных мероприятий в госучреждениях создаются конкурсные и аукционные комиссии, работы возглавляет контрактный управляющий;
  • в закупочных процедурах могут принимать участие юридические лица и частные предприниматели;
  • закон о госзакупках предусматривает принцип прозрачности всех тендерных процедур – конкурсная и аукционная документация размещается в открытом доступе в единой информационной системе, подача заявок и проведение торгов проводятся на электронных торговых площадках, а результаты закупки публикуются в открытом доступе;
  • итогом торгов является подписание государственного или муниципального контракта;
  • даже малейшее нарушение Закона № 44-ФЗ влечет существенные штрафные санкции для заказчика или членов комиссии, а при существенном ограничении прав участников тендера его результаты могут быть отменены.

Закон предусматривает осуществление постоянного контроля за всеми стадиями и процедурами тендеров.

Эти полномочия принадлежат ведомству ФАС, которое проводит плановые и текущие проверки, а также обязано реагировать на обращения заинтересованных лиц.

Если участником тендера подается жалоба в ФАС в период проведения закупки, она должна быть рассмотрена в пределах пятидневного срока после поступления.

94-ФЗ

До вступления в силу Закона № 44-ФЗ в Российской Федерации действовал Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Именно в этом нормативном акте впервые были введены правила конкурентных закупок для государственных и муниципальных учреждений. Ключевые различия в процедуре по Закону 94-ФЗ и действующему законодательству заключаются в следующем:

  • Закон № 94-ФЗ допускал проведение конкурентных процедур (конкурсы и аукционы) в документальной форме без электронных площадок, что существенно снижало прозрачность тендеров;
  • ранее действовавший закон позволял относительно легко дробить сумму по однородным закупкам на несколько отдельных контрактов, что приводило к злоупотреблениям со стороны заказчиков;
  • в Законе № 94-ФЗ практически полностью отсутствовали требования по составлению и регулярному обновлению планов-графиков закупки, что не давало возможность участникам заблаговременно подготовиться к тендеру;
  • только с принятием Закона № 44-ФЗ о госзакупках была введена в действие полноценная система отчета о завершенной закупке.

Помимо этого, Закон № 44-ФЗ расширил перечень мер по обеспечению участия в торгах и при исполнении госконтрактов, что значительно снизило риски заказчиков.

223-ФЗ

Самостоятельным нормативным актом в сфере закупочной деятельности является Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. С 2011 года стали применять специальные правила для следующих категорий юрлиц:

  • государственные и публичные корпорации, а также иные компании с государственным участием (в которых доля в уставном капитале или количество акции, принадлежащих государству, составляет не менее 50%);
  • унитарные предприятия, созданные государством или муниципальными властями;
  • дочерние общества, в которые доля государственных корпораций составляет более 50%;
  • иные категории субъектов, перечисленных в ст. 1 Закона № 223-ФЗ.

Закон № 223-ФЗ предусматривает для перечисленных субъектов самостоятельность в разработке и утверждении положений о закупках.

Тем не менее все закупки должны проходить через конкурентные процедуры с обязательным размещением на специализированных электронных ресурсах.

Перечень закупочных процедур по Закону № 223-ФЗ существенно расширен. Однако сохранены принципы прозрачности тендеров и равенства прав всех участников при доступе к размещенному заказу. Контроль за проведением закупочных мероприятий по указанному закону также осуществляет служба ФАС.

Нарушение закона о госзакупках

Закон № 44-ФЗ о госзакупках в 2017 году предусматривает штрафные санкции практически за каждое нарушение установленного порядка. Привлечение к ответственности возможно при следующих обстоятельствах:

  • установление в конкурсной или аукционной документации неправомерных ограничений для участников тендера (например, требования о представлении документов, не перечисленных в Законе № 44-ФЗ);
  • нарушение сроков размещения процессуальных документов на электронных площадках (например, протоколов о рассмотрении заявок или протокола о проведении торгов);
  • отказ в предоставлении обязательной информации участникам тендера;
  • неправомерное отклонение заявки участника;
  • выявление случаев сговора между заказчиком и одним из участников закупочной процедуры;
  • нарушение сроков оплаты по государственному контракту;
  • иные нарушения, перечисленные в Законе № 44-ФЗ и подпадающие под административные составы КоАП РФ.

Привлечение к ответственности в сфере госзакупок осуществляется службой ФАС по итогам рассмотрения административных дел. Для госзаказчика предусмотрены санкции в виде штрафа. Его взыскание может осуществляться с юридического лица, руководителя организации или членов конкурсных и аукционных комиссий. Для участника закупки дополнительной мерой ответственности является включение в реестр недобросовестных поставщиков, что исключает возможность подавать заявки по тендерам в последующие два года.

Последние вопросы по теме «законы о госзакупках»

Фильтры
Тендеры, контрактная система в сфере закупок
Будет ли поставщик оплачивать неустойку, если действие договора уже закончится?
Здравствуйте. У меня заключен договор, через вебпортал госзакупок, с поставщиком срок которого до 31 марта. Так получилось что у поставщика просрочка поставки товара. Согласно закону о госзакупках заказчик обеспечивает взыскание неустойки. Как быть если действие договора уже закончится. Будет ли поставщик оплачивать неустойку
, вопрос №1948768, Досбол, г. Москва
Тендеры, контрактная система в сфере закупок
Может ли заказчик предъявить претензии по государственному контракту?
Добрый день, наша организация поставляла запасные части для автомобилей по государственному контракту в 2016 году срок действия контракта закончился. В настоящее время выяснилось что одна поз в кол 4 шт не подходит на автомобиль, может ли заказчик предъявить претензию по данному поводу и правомерно ли это
, вопрос №1623218, Николай, г. Ярославль
Есть вопрос? Задайте его всем юристам сайта!
Тендеры, контрактная система в сфере закупок
На что обратить внимание в ФЗ № 44 о госзакупках?
Добрый вечер. Будьте добры подскажите пожалуйста, на что обратить особое внимание в ФЗ № 44 о госзакупках?
, вопрос №1467609, Татьяна, г. Озерск
Тендеры, контрактная система в сфере закупок
Замена оборудования по контракту
Добрый день! Волнует вопрос, возможно ли заключить дополнительное соглашение к гос.контракту (44-ФЗ) на изменение его существенного условия - замены оборудования на оборудование с улучшенными техническими характеристиками без изменения цены контракта? Контракт был заключен на условиях ограничения поставки товара иностранного производства. Теперь Минпромторг выдал Заказчику заключение о возможности приобрести такое оборудование. Можно ли по заключенного контракту заменить оборудование рос.производства на иностранное?
, вопрос №1300527, Светлана, г. Нижний Новгород
Договорное право
Как составить договор на поставку товаров для школы?
Добрый день! У нашей компании муниципальная школа, хочет приобрести товары (планы эвакуации, фонари, коврики и т.д.). Помогите пожалуйста с формой договора с ними.
, вопрос №1277239, Дмитрий, г. Москва
Тендеры, контрактная система в сфере закупок
Участие в госзакупках российских компаний с иностранным капиталом
Подскажите пожалуйста, существуют ли ограничения для участия в госзакупках для российских компаний с иностранным капиталом? Российская ООО с долей 50%, остальные 50% - тайваньские. По крайней мере в 44-ФЗ не нашел информации. В 223-ФЗ есть информация: Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг 5. Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. Благодарю заранее.
, вопрос №1120569, Олег, г. Москва
Тендеры, контрактная система в сфере закупок
Может ли ИП с системой ЕНВД принять участие в госзакупках?
Добрый день! ИП с налогообложением ЕНВД желает принять участие в запросе котировок на сайте госзакупок. Позволит ли данная система налогообложения принять участие и исполнить контракт? Всем требованиям соответствует. В чем "+" и "-"? Как отражается в бухгалтерии? Заранее благодарю за ответ.
, вопрос №1023142, Фаина, г. Екатеринбург
600 ₽
Вопрос решен
Договорное право
44-ФЗ аукцион
У меня были торги по ФЗ-44 было, 4 участника. 1. это я ООО КРЕДО 738179.54 понижение 19.10.2015 11:08:42 соответствует 4 ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВЕКТОР-Н" 744194.03 понижение 19.10.2015 11:00:36 не соответствует fz44_st66_ch6.1 3 Общество с ограниченной ответственностью "Башкультснаб" 912706.89 понижение 19.10.2015 10:28:16 соответствует 2 Общество с ограниченной ответственностью "Глинки, 3" 1054314.27 понижение 19.10.2015 10:16:00 соответствует Я выиграл аукцион 44-ФЗ, но не понимаю, почему я должен заключить контракт на сумму 738179.54 если я торговался с фирмой которая не соответствовала согласно комиссии. Справедливые торги был только соответствующим конкурентом. Как понять стоимость контракта?
, вопрос №1019334, Алексей, г. Москва
Тендеры, контрактная система в сфере закупок
Правомерно ли требование администрации о применении снижающих коэффициентов?
Компания победила в тендере по госзакупкам, после заключения контракта и детального изучения проекта нами было предложено применить более дешёвые материалы для выполнения работ, получено официальное согласие проектировщиков на эти материалы, при составлении актов выполненных работ администрация требует применить понижающий коэффициент торгов и на вновь согласованные материалы, которые и пересогласовывались что бы снизить стоимость выполнения работ, так как падение цены контракта на торгах составило более 25%, правомерно-ли такое требование администрации
, вопрос №976563, Николай, г. Вязники
300 ₽
Вопрос решен
Договорное право
Заключение договора по результатам выигранного аукциона
Наша организация учавствовала в запросе котировок в электронной форме , по итогам наша организация выиграла .Спустя полтора месяца был размещен протокол что противоречит конкурсной документации и срокам подведения итогов на площадке , нами было выслано письмо с просьбой разъяснить ситуацию подведения итогов аукциона , только после этого спустя неделю был выставлен протокол подведения итогов . После чего спустя две недели со стороны заказчика был отправлен договор подписанный с их стороны, после проверки юристом в договоре были обнаружены не соответствия конкурсной документации ( а именно в цене, в сроках договора и телефоне диспетчерской службы). На основании договора нашей организацией был составлен протокол разногласии по тем пунктам которые не соответствовали документации, так как заключаемый договор должен соответствовать документации размещённой на площадке. После чего нам приходит письмо якобы наша организация тормозит процесс подписания договора, пишут что протокол разногласий получили, но ни каких комментарий не дают по данному протоколу подписывают его или не согласны с данным протоколом. В письме указывают что мы любыми способами ищем повод чтоб не подписывать договор, что вместо подписанного договора мы отправляем им протокол и ищем предлоги, хотя его подписание в наших интересах. В конце указывают что просят подписать договор в противном случае они направят сведения по нашей организации в реестр недобросовестных поставщиков и в судебном порядке расторгнут договор. На данное письмо был дан ответ что мы наоборот заинтересованы в подписании, что подписание договора возможно после подписания протокола разногласий. Уже больше 5 дней с момента получения ими письма, ответа от них нету. Какая из сторона права в данной ситуации? Как поступить в этом случае нашей организации, чтоб не попасть в реестр недобросовестных поставщиков?
, вопрос №975675, Альбина, г. Каспийск
Тендеры, контрактная система в сфере закупок
Заполнение заявок и право участия в тендере физического лица
Здравствуйте! 1. Подскажите пожалуйста где можно найти подробную информацию о заполнении заявок, для участия как физ лицо в ГОСЗАКУПКАХ ? 2. И где можно почитать подробную информацию о участии как физ лицо в ГОСЗАКУПКАХ?
, вопрос №918892, Евгения, г. Волгоград
Тендеры, контрактная система в сфере закупок
Правомерно ли заказчик требует выполнить работы по тех заданию, если смета с ним не совпадает?
Здравствуйте, подскажите, у нас такая ситуация, сметы и тех задание частично не совпадают, а заказчик требует выполнить работы в соответствии с тех. заданием. Прав ли он?
, вопрос №917184, Светлана, г. Екатеринбург
1800 ₽
Вопрос решен
Все
Работа по 44-ФЗ
Добрый день! Вопрос касается ведения закупочной деятельности предприятия согласно 44-ФЗ. Ситуация такая: сейчас наше предприятие реорганизую - мы переходим из ФГУП в ФГБУ (произойдет полная смена всех реквизитов). Сейчас мы работаем по 223-ФЗ (у нас свое разработанное Положение о ведении закупочной деятельности). После перевода нашего предприятия в ФГБУ, мы попадем в правовое поле 44-ФЗ. И на этом этапе возникает вопрос следующего характера: у нас есть договора на предоставление услуг связи (мобильная связь, телефония, интернет). Эти договора были заключены до вступления и 223-ФЗ и 44-ФЗ и либо заключены на неопределенный срок либо имеют пролонгацию. (договора автоматически пролонгируется, если ни одна из сторон не сообщит о расторжении договора за 30 календарных дней). В нашем Положении мы предусмотрели платежи по этим договорам - учитывали их только при формировании ежемесячной отчетности. При переходе под действие 44-ФЗ данные договоры не попадают под действие этого закона (правда я не нашла подтверждение этого в законе), но, в этом случае, они могут быть действительны только до скора, определенного в договоре. Вопрос: - нужно ли нам перезаключать договора на предоставление услуг связи, имеющие пункт о пролонгации, или можно их оставить в действии и как-то обосновать подобный подход? - если в договоре прописано, что договор заключен на неопределенный срок - ситуация такая же? - если мы оставляем в действии эти договора - нам нужно как-то их где-то учитывать? Спасибо!
, вопрос №908881, Анна, г. Москва
700 ₽
Вопрос решен
Тендеры, контрактная система в сфере закупок
Описание объекта закупки
Здравствуйте! В ведомости основных применяемых материалов у заказчика было указано: 1. Универсальная сухая штукатурная смесь с зернистостью до 1,2 мм. Я в своём предложении указал - Универсальная сухая штукатурная смесь с зернистостью
, вопрос №860952, Алексей,
1600 ₽
Вопрос решен
Тендеры, контрактная система в сфере закупок
Банковская гарантия, возможно ли частично
Добрый,день! Проконсультируйте, пожалуйста, по следующей ситуации. Заказчиком установлен размер обеспечения 4052000 руб. Законно ли, если часть (4 млн. руб.) будет в виде банковской гарантии, а остаток 52 тыс. - перечисление собственных средств? Всё дело в том, что банки, до 4 млн. руб. включительно, гарантии дают быстро и без залога. После 4 млн. - долго и т.д
, вопрос №790323, Дмитрий, г. Санкт-Петербург
Ищете ответ? Спросить юриста проще
или8 499 938-65-20
Дата обновления страницы 28.03.2018