Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Мониторинг цен в торговых сетях
Добрый день, уважаемые юристы!
Вопрос следующий: правомерно ли переписывать и фотографировать цены на продукты в торговых сетях (г. Москва)? Прошу в ответах указывать законодательные акты, подтверждающие Вашу точку зрения.
С уважением, Анна.
Абсолютно законно. Нет никаких законов, которые бы это запрещали, в связи с этим и законодательные акты приложить не возможно.
Законного запрета не существует. Таблички с запретами висящие в торговых залах — творчество местных.
Глава правительства снял вопрос о правомерности фото в торговых сетях
Ссылки на «коммерческую тайну» незаконны.
Согласно ст.3 Закона РФ «О коммерческой тайне» к ней может быть причислена информация, «которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны»
Таким образом, общедоступные ценники не являются предметом коммерческой тайны.
Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, это такие, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами, что определено ст.5 закона, указанного по ссылочке выше. На документах, которые содержат информацию, классифицируемую как “коммерческая тайна”, должен быть нанесён соответствующий гриф, о чем говорит ст.6 того же Закона.
Очевидно, что открытая информация — ценники и вид магазина вообще, коммерческой тайной не являются.
Так же ст. 426 ГК РФ гласит что “договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля …)” как публичный договор, одним из условий которого как раз и является цена. То есть, явно не тайна....
Статьи 494, 495 ГК РФ так же разъясняют однозначно, что "предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой" и “Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации”.
Однозначно, собирать эту информацию можно любыми средствами.
Ст.29 Конституции РФ так же утверждает что “Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом”
В качестве аргумента выдвигают и тему авторского права...
Ст. 1276 ГК РФ гарантирует людям что вполне законно “свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения”. Это к аргументу, что вы фотографируете некое “произведение авторского права” или вы собираетесь его использовать в коммерческих целях, либо оно является основным объектом съёмки. Не представляю физически, как законно аргументировать со стороны магазина запрет на съемку в этом ключе, кроме как поговорить…
«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 2
Вопрос: Можно ли установить для покупателей правило, запрещающее проводить несанкционированную фото- и видеосъемку в магазине?
Ответ: Как правило, самыми распространенными объектами для съемок покупателями в магазине являются товар или ценники на него. Для ответа на вопрос, имеют ли право покупатели снимать эти объекты, обратимся к нормам законодательных актов.
Согласно преамбуле к Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) продавец — это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Договор розничной купли-продажи, в свою очередь, является публичным договором (п. 2 ст. 492 ГК РФ). Иначе говоря, продавец должен продать товар любому покупателю, который к нему обратился (ст. 426 ГК РФ).
Кроме того, при продаже товаров продавец должен выполнить большой круг обязанностей, среди которых — обеспечение права потребителей на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и о реализуемых товарах (работах, услугах) (ст. 8 Закона о защите прав потребителей). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно (по усмотрению продавца) — на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.
Напомним, что согласно Закону о защите прав потребителей потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Соответственно, можно сказать, что переход физического лица в категорию потребителя (покупателя) не связан с моментом покупки товара, для этого достаточно войти в магазин с таким намерением.
В отношении информации о товаре (то, что чаще всего снимают покупатели) п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя установлены Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
В силу п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей в обязательном порядке информация о товарах (работах, услугах) должна содержать:
— сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания — сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе их изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
— цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);
— гарантийный срок, если он установлен;
— правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг) и др.
Необходимая информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) (п. 3 ст. 10 Закона о защите прав потребителей).
При этом нигде не регламентировано, каким образом покупатель должен воспринять эту информацию, что ему разрешено ее только читать или только смотреть на товар, но не снимать. Тем более что могут быть разные ситуации, например у человека аллергия на какой-либо компонент и он желает снять описание к большому перечню продуктов на камеру для того, чтобы получить консультацию у врача (можно ли ему употреблять их в пищу или нет). Нигде не сказано, что он обязан запоминать необходимую информацию.
В качестве еще одного аргумента приведем положения Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно п. 2 ст. 5 данного Закона информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Законами, ограничивающими доступ к информации, являются, например, Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» и Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Но ни к первому, ни ко второму Закону сведения о товаре не относятся. К первому — по понятным причинам <1>, а ко второму — в силу п. 11 ст. 5 Федерального закона N 98-ФЗ, согласно которому не могут составлять коммерческую тайну сведения, обязанность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами. В рассматриваемом случае это Гражданский кодекс и Закон о защите прав потребителей <2>.
--------------------------------
<1> Государственную тайну составляют, например, сведения из военной области.
п. 1 ст. 1 Закона о защите прав потребителей отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
Следовательно, сведения о товаре, реализуемом в магазине, являются общедоступной информацией, которая в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона N 149-ФЗ может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения информации.
О распространении информации в данном случае речь не идет <3>, а собирать информацию о товаре, по мнению автора, покупатель вправе любым способом. Подтверждение тому — п. 1 ст. 8 Федерального закона N 149-ФЗ, согласно которому физические и юридические лица вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.
--------------------------------
п. 9 ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ).
Заметим, что право каждого человека свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом установлено и ст. 29 Конституции РФ.
О.А.Фролова
Эксперт журнала
«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение»
Подписано в печать
09.02.2012
Получено из СПС «Консультант-Плюс».
Резюмируя: такого запрета законодательством не установлено.
По указанной ссылке Д.А. Медведев сказал:
«Если вы это используете НЕ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, если вы просто ценник фотографируете, то это абсолютно законно, соответствует правилам розничной торговли и законодательству».
А если для коммерческих? Если речь идет о 500 наименованиях продуктов.
А как Вы это докажете?! Я не вижу вообще никаких нарушений: вы выложили товар на прилавок и указали цену. Это публичная информация. Как можно ограничивать у ней доступ? Если вам фотограф мешает осуществлять Вашу деятельность, то это повод сделать ему предупреждение, однако все равно вы не докажете, что он не для себя все это фотографирует. Может у него мания такая? :)
Собственно, какая разница, что СКАЗАЛ Медведев? Важно, что говорит закон по этому поводу.
Добрый день.
К ответам присоединяется Д.А. Медведев:
Установленный в некоторых магазинах запрет на фотографирование ценников
незаконен. Такое мнение высказал премьер-министр Дмитрий Медведев,
выступая перед партактивом «Единой России» в Сочи. Более того,
покупатель, которому не разрешили сфотографировать ценник, может подать
на магазин в суд.
Действительно, нарушений закона нет.
В ст. 29 Конституции Российской Федерации закреплено право
каждого гражданина «свободно искать, получать, передавать, производить и
распространять информацию любым законным способом».
В соответствии со ст. 7 Закона «Об информации, информационных технологиях и защите
информации», есть понятие «общедоступной информации».
1. К общедоступной информации
относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не
ограничен. 2. Общедоступная информация может использоваться любыми
лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными
законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Здравствуйте Анна!
В соответствии со ст. 5 Закона «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ»:
1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.
Таким образом, информация о ценах в магазинах является общедоступной, т.к. нет законодательства ограничивающего доступ к такой информации. В связи с чем переписывать и снимать цены в магазине не запрещается.
Если вы просто ценник фотографируете, то это абсолютно законно, соответствует правилам розничной торговли и законодательству.
Обоснование самое простое: Что информация стала тайной, то к ней нужно ограничить доступ. Значит предметы, находящиеся в магазине(общественном месте) не могут быть коммерческой тайной..
Согласно ст.3 Закона «О коммерческой тайне» в ком.тайне может быть причислена информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
Если серьезно заниматься этим вопросом, то можно дать и правовое объяснение со ссылкой на закон «О защите прав потребителей» и иные акты.
Прикладываю статью О.А.Фроловой, Эксперта журнала «Торговля: бухгалтерский учети налогообложение».
Содержание статьи:
Согласно преамбуле к Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) продавец — это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Договор розничной купли-продажи, в свою очередь, является публичным договором (п. 2 ст. 492 ГК РФ). Иначе говоря, продавец должен продать товар любому покупателю, который к нему обратился (ст. 426 ГК РФ).
Кроме того, при продаже товаров продавец должен выполнить большой круг обязанностей, среди которых — обеспечение права потребителей на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и о реализуемых товарах (работах, услугах) (ст. 8 Закона о защите прав потребителей).
Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно (по усмотрению продавца) — на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.
Напомним, что согласно Закону о защите прав потребителей потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Соответственно, можно сказать, что переход физического лица в категорию потребителя (покупателя) не связан с моментом покупки товара, для этого достаточно войти в магазин с таким намерением.
В отношении информации о товаре (то, что чаще всего снимают покупатели) п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя установлены Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.В силу п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей в обязательном порядке информация о товарах (работах, услугах) должна содержать:
— сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе их изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
— цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);
— гарантийный срок, если он установлен;
— правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг) и др.
Необходимая информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) (п. 3 ст. 10 Закона о защите прав потребителей).
При этом нигде не регламентировано, каким образом покупатель должен воспринять эту информацию, что ему разрешено ее только читать или только смотреть на товар, но не снимать. Тем более что могут быть разные ситуации, например у человека аллергия на какой-либо компонент и он желает снять описание к большому перечню продуктов на камеру для того, чтобы получить консультацию у врача (можно ли ему употреблять их в пищу или нет). Нигде не сказано, что он обязан запоминать необходимую информацию.
В качестве еще одного аргумента приведем положения Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Согласно п. 2 ст. 5 данного Закона информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Законами, ограничивающими доступ к информации, являются, например, Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» и Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Но ни к первому, ни ко второму Закону сведения о товаре не относятся. К первому — по понятным причинам <1>, а ко второму — в силу п. 11 ст. 5 Федерального закона N 98-ФЗ, согласно которому не могут составлять коммерческую тайну сведения, обязанность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
В рассматриваемом случае это Гражданский кодекс и Закон о защите прав потребителей Государственную тайну составляют, например, сведения из военной области.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о защите прав потребителей отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
Следовательно, сведения о товаре, реализуемом в магазине, являются общедоступной информацией, которая в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона N 149-ФЗ может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения информации.
О распространении информации в данном случае речь не идет <3>, а собирать информацию о товаре, по мнению автора, покупатель вправе любым способом. Подтверждение тому — п. 1 ст. 8 Федерального закона N 149-ФЗ, согласно которому физические и юридические лица вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.
Распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц (п. 9 ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ).
Заметим, что право каждого человека свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом установлено и ст. 29 Конституции РФ.