Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Какие законы есть по этому вопросу?
Подскажите пожалуйста такой вопрос, оформлено ИП в Москве. Машин других нет, только одна машина собственника. Уже неделю по Москве идет жесткач от полиции. Во первых просят путевые листы Путевой лист просят с медицинским осмотром, это же бред!!! Каждое утро проходить мед.осмотр ИП и где это делать по закону?если нет штраф 30000 , во вторых требуют тех.осмотр автомобиля что для физических лиц сейчас отменили . Они говорят если ИП то нужно, - штраф 50000. Подскажите пожалуйста насколько это правомерно? Какие законы есть по этому вопросу?
Организации и предприниматели, деятельность которых связана с автотранспортом, обязаны оформлять путевой лист – первичный документ для учета и контроля работы транспортного средства и водителя
Оформлять путевой лист, если индивидуальный предприниматель использует автомобиль для коммерческих перевозок пассажиров, грузов и багажа, а также при ведении иной экономической деятельности. Для поездок по личным делам, не связанным с предпринимательской деятельностью, путевой лист оформлять не нужно.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Каких-либо исключений для индивидуальных предпринимателей законом не предусмотрено.
Оформлять путевой лист нужно на любое транспортное средство, эксплуатируемое организацией или ИП (п. 8 приказа Минтранса России от 11.09.2020 № 368). Это касается как коммерческих перевозок (грузовых, пассажирских) на основании договоров перевозки, так и случаев, когда транспорт используется организацией или ИП в иной экономической деятельности, при ведении которой осуществляется перемещение лиц (кроме водителя) или материальных объектов для собственных нужд.
Суды неоднократно отмечали, что оформление путевых листов при осуществлении перевозок является обязательным вне зависимости от формы владения транспортным средством (собственность, аренда, лизинг и т.д.), а также вида перевозки (коммерческая перевозка или перемещение лиц, ТМЦ для собственных нужд).
(См. решение Верховного Суда РФ от 29.04.2021 № АКПИ21-224, апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 03.08.2021 № АПЛ21-250, Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529).
В п. 3 постановления от 26.06.2018 № 26 Пленум Верховного Суда РФ отметил, что обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства, распространяются на юридические лица и ИП, которые осуществляют как коммерческие перевозки (на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа), так и перемещение лиц, кроме водителя, или материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд). Полагаем, это касается в том числе обязанности оформлять путевые листы.
Еще один аргумент в пользу оформления путевого листа – возможность использовать его для подтверждения расходов на содержание служебного транспорта при расчете налога при УСН или НДФЛ (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, п. 3 ст. 210, п. 1 ст. 221, пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ, письма Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, ФНС РФ от 22.11.2010 № ШС-37-3/15988@).
Что касается периодичности заполнения путевых листов и сроков их действия, отметим следующее. Порядок заполнения и обязательные реквизиты путевого листа утверждены приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368 (далее – приказ № 368). Согласно пп. 2 п. 1 приказа № 368 путевой лист должен обязательно содержать, в том числе, сведения о сроке его действия.
В соответствии с п. 2 приказа № 368 сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой он может быть использован, а если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
Путевой лист оформляется:
до начала выполнения рейса, если длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня);
до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
Приказ № 368 не содержит указаний на максимальный срок действия путевого листа, однако учитывая приведенные выше правила, можно сделать вывод, что закон позволяет оформлять один путевой лист сразу на несколько дней или недель, но только в том случае, если рейс длится весь срок действия путевого листа. Под рейсом в данном случае следует понимать поездку с момента выезда транспортного средства с места стоянки до момента его возвращения на стоянку.
Таким образом, если предприниматель выезжает с места стоянки утром и возвращается на стоянку вечером, путевой лист придется оформлять каждый раз перед выездом (перед рейсом). Если предприниматель планирует длительную поездку (например, на несколько дней, неделю, месяц и т.д.) без возвращения к месту стоянки, можно оформить один путевой лист на всю эту поездку.
C полным перечнем обязательных реквизитов путевого листа и порядком его заполнения можно ознакомиться здесь.
Напоминаем, что согласно п. 2.1.1 ПДД РФ водитель транспортного средства в установленных случаях обязан иметь при себе путевой лист и по требованию сотрудника полиции передавать его на проверку. Отсутствие путевого листа может стать основанием для наложения штрафа в размере 500 рублей на основании ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ.
Смотрите также
проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:
приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555;
ТК РФ.
Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.
Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.