Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Какая статья какого закона позволяет это делать?
Согласно п. 1 статьи 28.5. КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Какие правовые (законные) обоснования есть для ситуаций, когда инспекция направляет уведомление о составлении протокола и, в итоге, протокол составляется не немедленно, как то требует п. 1 ст. 28.5. КоАП РФ, а через месяц и даже позже? Какая статья какого закона позволяет это делать?
как то требует п. 1 ст. 28.5. КоАП РФ, а через месяц и даже позже? Какая статья какого закона позволяет это делать?
Михаил, добрый вечер! Несоблюдение сроков составления протокола об адм. правонарушении не является существенным нарушением которое позволяет оспаривать вынесенное на его основании постановление. Существенным нарушением сроков является привлечение к адм. ответственности за пределами сроков давности, установленными ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными
Добрый день.
В соответствии со статьей 28.5 КоАП Российской Федерации протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (часть 1); в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, — в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (часть 2); в случае проведения административного расследования — по окончании расследования (часть 3).
Приведенные законоположения, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, направлены на защиту прав граждан посредством обеспечения процессуальной определенности при составлении протокола об административном правонарушении (определения от 24 апреля 2018 года N 1075-О и от 26 марта 2020 года N 557-О).
При этом лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении, мотивировав такую просьбу намерением воспользоваться юридической помощью защитника. Такое ходатайство во всяком случае подлежит обязательному немедленному рассмотрению должностным лицом, которое в случае отказа в его удовлетворении обязано вынести мотивированное определение (статьи 24.4 и 29.12 КоАП Российской Федерации).
Так же
срок составления протокола по делу об административном правонарушении может исчисляться без учета того обстоятельства, что по соответствующему факту совершения лицом противоправных действий (бездействия) проводилась проверка в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации в тех случаях, когда федеральным законодателем составы административных правонарушений и преступлений сконструированы как смежные и на основе установленных Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях правил надлежит определить: содержатся в деянии признаки преступления или признаки административного правонарушения.
Об этом в частности говорится в Определение Конституционного Суда РФ от 28.04.2022 N 1097-О и Определение Конституционного Суда РФ от 26.03.2020 N 557-О
с учетом разъяснений в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым такое нарушение не является основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении, а следовательно, и судебных актов, принятых по делу об оспаривании этого постановления.
Постановление Верховного Суда РФ от 20.04.2015 по делу N 305-АД15-1378, А40-2120/14
Конституционный суд в 2 приведённых решениях тоже говорит о возможных исключениях по конкретным случаям, при этом Пленум говорит о том, что
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Михаил, добрый день.
Никакая статья НПА не позволяет составлять протокол позже этого срока.
Во второй и третьей части ст 28.5 КоАП РФ даны лишь исключения из этого правила.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/fdd3f9193eaeaa836bbf5ec2b303f080451bb1a8/
Хотелось бы отметить, что составление органом протокола позже срока не даст Вам права обжаловать окончательное постановление исключительно по этому признаку, так как это не существенный недостаток, согласно позиции ВС РФ.
Такое у нас правоприменение.
С уважением.
Согласно статьи 28.5 КоАП РФ
2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Есть существенные нарушения процедуры КоАП а есть несущественные. Нарушение сроков составление протокола относится к несущественным. К существенным относится составление протокла в отсутствие привлекаемого лица если он не уведомлен надлежащим образом. Очень часто нельзя немедленно найти лицо, его нужно уведомлять и сделать это в отведенный трехдневный срок не всегда возможно. Это что касается процедурных моментов. Что касается собственно составов правонарушений, т.е. если и в Вашем случае имело место несущественное нарушение (по составу который Вам вменяют) то есть ст. 2.9 КоАП РФ. Ну и нарушение сроков составления протокола это некий маркер по которому можно определить имеет ли нанятый юрист/адвокат вообще опыт в адм. праве — если Вам обещают «все отменить т.к. вон они протокол с нарушением срока составили» можете смело прекращать сотрудничество с таким юристом/адвокатом т.к. либо он первый раз КоАП открыл перед общением с Вами либо он понимает, что иных оснований нет и вешает лапшу умышленно, чтобы дать надежду