Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Почему один и тот же Закон РФ "О занятости населения" в разных городах интерпретируется и выполняется по-разному. Как в таком случае защитить свои права
Уважаемые юристы!
Пожалуйста помогите в моей ситуации. Выскажите свои доводы и мнения по-поводу данного "противоречия" в Законе "О занятости населения" изложенного ниже. И посоветуйте решение данного вопроса. Не используйте пожалуйста без необходимости цитаты из самого Закона, (особенно те, которые к существу данного вопроса не относятся), выскажите своими словами. Так как читать Закон умеет каждый, а вот понимают, как оказалось, все по-разному. В одних городах России по прошествии более 6 месяцев (но не более 12), платят пособие в процентном отношении к средней заработной плате - вариант А), а в других в точности в такой же ситуации платят только минимальное пособие - вариант Б).
Ситуация такая:
Я уволилась 01.10.19, а на биржу пришлось встать в связи с начавшейся пандемией 30.06.20, т.е. через 9 месяцев. За последний год до увольнения у меня отработано 52 недели (т.е. максимально возможное), что отражено в справке о средней заработной плате. Уволена не за провинности. Все нужные документы предоставлены в ЦЗН. Все налоги исправно отчислялись работодателем.
И мне назначили минимальное пособие по безработице.
Так вот почему же в одних городах России в подобной ситуации назначают пособие по Закону в процентном отношении к средней заработной плате - вариант А), а в других городах в такой же ситуации по этому же Закону - минимальное пособие - вариант Б). Т. е. одни высчитывают период 12 месяцев для определения отработанных недель, до даты увольнения (с 01.10.18 по 01.10.19) - вариант А), а другие - до даты постановки на учет в ЦЗН (с 30.06.19 по 30.06.20) - вариант Б). У первых получается 52 недели (как и написано в справке), а у других всего 19 недель. Мне не повезло, я попала под вариант Б)
Проблема возникает именно, если увольнение было по прошествии 6 и более месяцев до постановки на биржу труда.
А "противоречие" в законе возникает только в случае, когда применяется подсчет отработанных недель по варианту Б), т.е от даты постановки на учет в ЦЗН.
И вот положения из данного Закона, которые и вызывают противоречивые толкования:
1.) Пособие назначается в % от средней з.п. - "если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых отношениях не менее 26 недель." (Статья 30 п.1) - Т.е. нужно за 12 месяцев до даты признания безработным иметь минимум 26 отработанных недель.(т.е. период от даты постановки на учет с 30.06.19 по 30.06.20) - В этом случае дата увольнения для определения периода в 12 месяцев не имеет никакого значения.
2.) Пособие назначается в % от средней з.п. - "уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых отношениях не менее 26 недель" (Статья 33 п.1) - В этом пункте данной статьи существует противоречие первой части данного предложения со второй. При этом выполнить эти два условия одновременно невозможно.(Невозможно именно в случае толкования по варианту Б) В первой части говорится - "Уволенным в течении 12 месяцев предшествовавших началу безработице" - т.е. человек уволен, и от даты увольнения до признания его безработным может пройти 12 месяцев.(т.е. и 6, и 7, 8, и т.д., но не более 12)
Во второй части говорится - "состоявшим в этот период в трудовых отношениях не менее 26 недель" - Т.е. за период тех же конкретных 12 месяцев, которые человеку даются в первом условии, ему нужно иметь отработанные недели (как минимум 26). Как такое можно осуществить в реальности?... И не работать, и за это же время иметь отработанные недели. Не работая работать. Получается полный абсурд.
И 26 отработанных недель останутся только в случае если человеку после увольнения встать на учет биржи труда не за 12 месяцев (как написано в Законе), а как максимум за 6 месяцев, Т.к. в году всего 52 недели, и чтобы осталось хотя бы 26 отработанных недель, нужно до истечения 6 месяцев успеть зарегистрироваться в ЦЗН. 52-26=26. Но тогда теряет весь смысл первое условие - "Уволенным в течении 12 месяцев предшествовавших началу безработице". А если даже в этой фразе заменить "12 месяцев" на "6 месяцев", то в этом случае вообще чтобы иметь 26 недель, нужно встать на биржу на следующий же день после увольнения. В противном случае 26 отработанных недель никогда не получится.
Но если под понятием "в этот период" подразумевать "в такое же временное расстояние" (ПЕРИОД - это временное расстояние), а не эти же 12 месяцев в этом же году. То все встает на свои места, и противоречия не возникает. Т.е. получается такой же ПЕРИОД (расстояние), только в другом году (в другом месте). Период остается этот же - те же 12 месяцев. Таким образом и условие Закона выполняется, и не возникает противоречий в самом Законе. И тогда отработанные недели берутся прямо из справки, составленной работодателем для биржи труда.
3.) Минимальное пособие назначается - "стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва" (Ст. 34 п.1) -
Данная взаимосвязанная статья 34 п.1 подтверждает правомерность первой части Закона статьи 33 п.1. То есть если после увольнения прошло более года (т.е. 12 месяцев и более), то назначается минимальное пособие. Следовательно, если прошло менее 12 месяцев - то пособие назначается в процентах от средней заработной платы.
Помогите пожалуйста в моей ситуации.
Если у вас есть какие-нибудь доводы, доказательства или ссылки на официальные документы, разъясняющие или подтверждающие данные положения Закона, напишите пожалуйста.
Мною были найдены вот такие вроде бы неопровержимые доказательства - разъяснения в Письме Минтруда и в Постановлении Конституционного суда, но они на чиновников нашего города не возымели никакого результата.
https://legalacts.ru/doc/pismo-mintruda-rossii-ot-24122018-n-16-110p-9611-o-napravlenii/ - письмо Минтруда пункт 8) абзац 5
http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision247978.pdf - постановление Конституционного суда страница 8 абзац 1
P.S. Ответы данные мне из администрации нашего города, районной прокуратуры в таком же духе, как и от председателя Комитета по труду нашего города, которые я прикрепила внизу. Все они практически копируют ответ председателя Комитета по труду. Хотя я им и писала, что ответы данных людей из этих организаций меня не устраивают. А для того чтобы заполнить лист с ответом еще пишут кучу ненужной информации никак не относящейся к данному вопросу. Короче "льют воду". А ответы специально присылают или по обычной почте (хотя указываю электронную) и поэтому я узнаю ответ только спустя три недели. А если присылают по электронной почте, то как правило через месяц, т.е в последний день срока. таким образом еще и тянут время. Первую мою жалобу данная прокуратура вообще спустила для ответа председателю Комитета по труду, на которую у меня и была жалоба. Т.е. еще и свой Закон по прокуратуре нарушили.
Таким образом прошло уже четыре месяца. И месяц как мне уже ничего на бирже не платят вообще (т.к. по статье 34.п.1, по которой мне назначили, пособие платится только три месяца).
Приложения:
1. Отрывок из ответа председателя Комитета по труду нашего города от 09.09.20
2. Отрывок из ответа председателя Комитета по труду нашего города от 12.08.20
- Комитет по труду Ответ на обращение ~.png
Здравствуйте, Лариса.
В данном случае действительно сложно найти верное толкование данной нормы.
Могу сказать вам следующее.
В вашем случае нужно определить именно момент признания вас безработной, что и подразумевается в формулировке
в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы,
Речь идет не о том, когда вы были уволены и утратили занятость, а когда вы были признаны безработной – это две разные даты.
Вы путаете 2 статуса человека – утративший занятость (наступает в момент увольнения), и безработный.
Понятие безработного существует в ФЗ «О занятости населения в РФ»:
Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Для получения статуса безработного вы не только должны быть уволены, но и должны быть зарегистрированной в органах занятости. Только при наличии обоих условий вы будете считаться безработной. В вашем случае вы встали на учет через 9 месяцев после увольнения и именно в это время вы приобрели статус безработного.
Это следует и из судебной практики, например из апелляционного определения Вологодского областного суда от 16.05.2014 № № 33-2379/2014 https://oblsud--vld.sudrf.ru/m...:
Из материалов дела следует, что приказом от 12.04.2013 №... Оборин А.Б. уволен с работы 12.04.2013 на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию).
С целью постановки на учет в качестве безработного 06.02.2014 истец обратился с заявлением в КУ ВО «ЦЗН Тотемского района».Приказами директора КУ ВО «ЦЗН Тотемского района» от 14.02.2014 №..., №… Оборин А.Б. признан безработным с 06.02.2014 и ему назначено пособие по безработице в размере… рублей… копеек, которое подлежит выплате с 06.02.2014 по 05.08.2014.
С учетом изложенного датой начала безработицы Оборина А.Б. следует считать 06.02.2014…
…Исходя из вышеуказанных положений закона, 12 месяцев, предшествующих началу безработицы Оборина А.Б., следует исчислять с 06.02.2013, следовательно, его стаж работы за этот период составит 5 недель 5 дней. Соответственно истец не является лицом, указанным в пункте 1 статьи 30 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», поэтому ему не может быть назначено пособие по безработице в процентном отношении к среднему заработку.
Таким образом, решение КУ ВО «ЦЗН Тотемского района» о назначении истцу пособия по безработице с 06.02.2014 в размере… рублей… копеек является законным, нарушений прав Оборина А.Б. действиями ответчика при назначении истцу пособия по безработице не имеется.
Аналогичный вывод был сделан в Центре занятости населения, которое вы приложили к вопросу.
О статусе безработного говориться и в документах, ссылки на которые вы дали:
Письмо Минтруда России от 24.12.2018 N 16-1/10/П-9611:
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона о занятости населения, согласно которой принятие решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы безработным, осуществляется при наличии паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих квалификацию, справки о среднем заработке, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации — паспорта и документа об образовании.
При отсутствии одного или нескольких документов, перечисленных в статье 3 Закона о занятости населения, орган службы занятости не вправе рассмотреть вопрос о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы гражданина безработным.
Решение Конституционного суда от 11.10.2016 по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.А.Назарова
Соответственно, граждане, претендующие на получение пособия по безработице в размере, исчисленном исходя из их среднемесячного заработка за последние три месяца по последнему месту работы, должны обратиться в органы государственной службы занятости населения в течение 12 месяцев со дня увольнения.
Для более оперативного обращения с органами власти вы можете указывать адрес электронной почты, на которую нужно отправлять ответ. Однако для получения ответа таким образом может потребоваться регистрация по форме, указанной на сайте органа, куда вы направляете обращение.
Здравствуйте, Иван!
Вы упустили основной момент. В данной статье закона слово «УВОЛЕННЫЙ» — выступает в качестве причастия, а не прилагательного. Здесь это слово не отвечает на вопрос — «какой?» или «кто?». Оно обозначает произведенное действие - увольнение. Т.е. «уволенный» — это не определение, а совершенное действие. «УВОЛЕННЫМ по любым основаниям в течении 12 месяцев до признания безработным.» — это фраза равносильна фразе «УВОЛЕН в течении 12 месяцев по любым основаниям...» И поэтому непосредственно связано в первую очередь именно с датой увольнения, т.к. отсчет 12 месяцев пойдет именно от этой даты, как для подсчета отработанных недель до даты увольнения, так и для отсчета 12 месяцев после даты увольнения — за которые можно обратиться в ЦЗН без потери права на пособие в процентах. Дата обращения в ЦЗН является всего-лишь точкой, которая должна попасть на отрезок в 12 месяцев после даты увольнения.
И Вы пишите, что я «путаю 2 статуса человека – утративший занятость (наступает в момент увольнения), и безработный».
Вы меня видать не поняли. Я как раз с этим на 100% согласна, что статус — «утративший занятость», «уволенный» — определяет дата увольнения: а статус — «безработный» — определяет дата постановки в ЦЗН. Если бы эти два понятия имели одно и тоже значение, то фраза «Уволенный в течении 12 месяцев, предшествовавших началу безработице» звучала бы очень абсурдно): «Уволенный в течении 12 месяцев, предшествовавших увольнению» или «Признанный безработным в течении 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы», а тем более — «Признанный безработным в течении 12 месяцев, предшествовавших увольнению))
И еще, как Вы объясните фразу -минимальное пособие назначается „гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (БОЛЕЕ ОДНОГО ГОДА) перерыва“. Если определяющей период 12 месяцев брать дату признания безработным (т.е. дату обращение в ЦЗН), то это равносильно тому, что поставить под сомнение умственные способности составителей данного закона. Из трактовок, постановлений и действий со стороны ЦЗН и так же судов следует, что люди, которые составляли данный Закон, не в состоянии были подсчитать, что уже после 6 месяцев (а не после одного года) уже гарантированно не останется никаких 26 отработанных недель, а тем более больше… Или может быть составителям данного закона не захотелось ничего высчитывать, и они от балды поставили „более одного года“, чтоб уж точно не промахнуться?.. Вероятнее всего как раз все наоборот) Составляли Закон как раз умные люди. И они никак не полагали, что их закон так перевернут, что он потеряет здравый смысл)
В Письме Минтруда России от 24.12.2018 N 16-1/10/П-9611:
https://legalacts.ru/doc/pismo... я имела ввиду вот эти строчки —
»Пособие по безработице, устанавливаемое в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы, т.е. в размере, который может превышать минимальную величину этого пособия, безработные вправе получить при одновременном наличии следующих условий: если они перед увольнением состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, если увольнение было осуществлено в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и если увольнение не связано с их виновными действиями. Соответственно, во всех иных случаях, когда эти условия не выполняются, пособие назначается в минимальном размере."
Тут явно написано — Если они ПЕРЕД УВОЛЬНЕНИЕМ состояли в трудовых отношениях не менее 26 недель. А не перед обращением в ЦЗН.
Или в Минтруде может быть тоже неправильно понимают данный Закон?...)
Вот города, где точно в таких ситуациях как у меня (по прошествии после увольнения более 6 месяцев) платят в процентах, а не минималку: Москва, Санкт-Петербург, уже и Вологда, а вот с октября 2020 г. и в Челябинске — вот моя переписка с девушкой из Челябинска (читать в комментариях), которой сделали перерасчет пособия как раз благодаря ссылке на Конституционный суд, которую я ей кинула https://yandex.ru/q/question/w...
Вы привели пример из судебной практики г. Вологды 2014 г… А там, судя по разъяснению журналиста из Вологды, как раз уже все наладили. Вероятно после подобных судебных разбирательств. Вот здесь она все хорошо разъяснила в самом начале ролика https://www.youtube.com/watch?...
Спасибо, что ответили мне. Больше, видать, никто не решается)
Вы правильно понимаете. Но закон так и составляли, чтобы люди не могли получить повышенное пособие по безработице просто потому что они обратились в ЦЗН, просто потому что было такое у них было желание. Если человек в течение года, 3, 5 лет никуда не трудоустраивался, при этом как-то жил весь период, возможно, уклонялся от налогов либо по иным причинам, а потом пришел в ЦЗН и ему выплатили пособие в размере 75% от оклада — это не совсем правильно. Такое ограничение содержится в законе для справедливого и рационального распределения пособий и стимулирования трудоспособного населения работать. Если бы так можно было сделать, то достаточно было бы устроить 1 раз в жизни на работу, а потом весь остаток жизни получать пособие в размере 75% от заработной платы.
Вы обратили внимание лишь на одно из трех ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ:
В письме Минтруда прямо указано на обязательное соблюдение сразу ТРЕХ условий, а не одного — вы же обратили внимание лишь на 1 условие.
Касательно вашей ссылки на девушку в Яндекс Кью:
У неё тоже другой случай - был перерыв между работами, но она обратилась в ЦСЗ через 3 месяца после увольнения. Она работала почти весь 2019 год с перерывом. О таком случае также сказано в письме Минтруда:
Еще хотел бы дополнить свой ответ касательно получения статуса безработного, в указанном письме Минтруда этот вопрос также уточняется:
В любом случае, если вы считаете, что ЦЗН вам отказал незаконно, что ваши права ущемлены, то самым действенным способом будет обратиться в суд с требованиями о признании решения ЦЗН о выплате минимального пособия незаконным и выплате надлежащей пособи, особенно учитывая отказы в жалобах в прокуратуре и иных инстанциях. Однако с учетом всех указанных обстоятельств и разъяснений, гарантироваться вашу победу в данном деле сложно.
Рад вам помочь) В том числе и для таких случаев существует ресурс Правовед ру со множеством юристов. Хотя бы один из них вам поможет.