Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Оспаривание письма департамента государственного имущества
Индивидуальный предприниматель Петров обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании письма департамента государственного имущества области, в котором содержался отказ от заключения договора аренды земельного участка. Заявитель посчитал, что оспариваемое письмо направлено в его адрес в рамках реализации департаментом властных полномочий как органа исполнительной власти. Является ли государственного имущества области органом исполнительной власти? Выступает ли департамент в возникших с Петровым правоотношениях в качестве исполнительной власти и реализует ли он при этом имеющиеся у него властные полномочия? Какое решение должен принять арбитражный суд по заявлению Петрова?
Здравствуйте, Маргарита!
Департамент государственного имущества области является органом исполнительной власти. Однако в возникших с Петровым правоотношениях Департамент не выступает в качестве органа исполнительной власти и не реализует при этом имеющиеся у него властные полномочия, так как отказ в предоставлении земельного участка в аренду, изложенный в оспариваемом письме, связан с возникновением гражданских прав и обязанностей.
Очевидно, Петров подал в арбитражный суд заявление по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в порядке главы 24 АПК РФ. А нужно было подавать исковое заявление.
Если аренда земельного участка не связана с предпринимательской деятельностью, то отказ в аренде нужно оспаривать в суде общей юрисдикции также в исковом порядке.
Письмо Верховного Суда РФ от 05.11.2015 N 7-ВС-7105/15
«Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов Московского и Санкт-Петербургского городских судов, судов автономной области и автономных округов Российской Федерации, Апелляционных судов Республики Крым и города федерального значения Севастополя»Категории дел, вызывающие вопросы по определению вида
судопроизводства и рассматриваемые судами общей юрисдикции в
исковом порядке
Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) <*> ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительны ми (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
— <*> формулировка заявленных требований может быть также: об оспаривании, аннулировании, обжаловании, признании неправомерными и т.д.
I. Рассмотрение в исковом порядке гражданских дел, вызывающих вопросы по определению вида судопроизводства:
1) о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве;