8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
1700 ₽
Вопрос решен

Позиция УК по перерасчёту показаний счётчиков воды

Добрый день.

Ситуация часто описанная здесь. Однако, ситуация продолжает развиваться в правовом (ли?) поле, и предлагаемые раньше аргументы перестают работать в отношении УК.

Сама ситуация.

Не подавались показания счётчиков воды c июля (включительно) 2018 года.

В июле, августе и сентябре видимо было начисление по среднему потреблению, поэтому какой-либо разницы в квитанциях ЕПД замечено не было. В октябре пытались подать показания счётчиков через портал mos.ru, однако возможность внесения показаний оказалась заблокирована. По поводу чего на mos.ru даже есть разъяснение в довольно сильных формулировках:

https://www.mos.ru/pgu/ru/faq/?subject=priem_pokazaniy_priborov_ucheta_vody

"Уведомление: «Внимание! Невозможно внести показание, так как не введены показания за три и более месяцев, предшествующих текущему...»

Пропуск показаний за период более 3 месяцев *недопустим*. Если в последние 3 месяца Вы не вносили показания, то Вам необходимо связаться по этому вопросу с Центром госуслуг/ГКУ ИС Вашего района. Специалист произведёт внесение показаний, и Вы снова сможете передавать показания удаленно."

Возникает вопрос: на основании какой правовой нормы утверждается *недопустимость" пропуска показаний? Кроме того, разве это не прямое нарушение ПП №354 в п. 31 ж), обязывающем Исполнителя принимать от потребителей показания приборов учёта в том числе удалённо (телефон, сеть Интернет и др.)? Надо сказать, что другие способы (СМС и телефон) тоже были заблокированы с той же формулировкой.

В Центр госуслуг района некоторое время не было возможности попасть. Когда это удалось, оказалось, что "база не работает с 4 по 15 число каждого месяца и вносить показания невозможно". Хорошо, пришёл после 15-го. Специалистом было отказано во внесении показаний. "Потому что УК запрещает им это делать". Мало того, когда я позвонил на справочную линию центров Госуслуг, оператор подтвердил мне это в формулировке "Нет такой возможности, необходимо обращаться в УК". Тот же вопрос по п.31 ж).

Напоследок специалист рекомендовала обратиться в УК с "фотографией водосчётчиков". УК расположена ещё дальше и неудобнее, чем центр Госуслуг. В это время, такая же ситуация возникла и у знакомых, живущих в другом районе и относящихся к другой УК. Там решилось звонком в УК - просто продиктовали данные по телефону. Возникла надежда на относительно лёгкое решение проблемы. Тем временем пришёл ЕПД за октябрь - по-прежнему в рамках обычных сумм.

Ни один телефон указанный на сайте не отвечает (то занято, то не берут трубку) на протяжении нескольких дней. E-mail указанный на сайте так же не отвечает. Судя по отзывам в интернете о данной УК, это обычное явление. Ноябрьский ЕПД был уже с в три раза большей суммой, с количеством воды в примерно 10 раз большим обычного.

Когда удалось всё же добраться до УК, они отправили обратно в ЖЭК для того, чтобы инженеры составили "акт проверки" глядя на фотографию. Ну, вариантов особо уже не оставалось, т.к. договариваться с ними на какое-то другое время и ждать комиссию, уже не было ни сил ни возможности. В итоге в УК была принята копия акта проверки счётчиков, свидетельствующая их исправность, целостность пломб и текущие показания. Однако, принимавшая акт инженер заметила, что "перерасчёт проводится не будет, т.к. показания были просрочены". Что до возобновления приёма показаний, то это "не быстрый процесс, возможно, в феврале".

Я успел изучить ситуацию глубже в т.ч. в отношении этой УК. Заявления с требованиям перерасчёта возвращаются с отпиской, подобные которой тут во множестве раз публиковались. Раньше здесь предлагалось указывать что согласно ПП №354 п. 61 требовать перерасчёта. Но этот аргумент они отметают с примерно такой формулировкой:

Из п.61: "имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю".

В случае, если потребитель не предъявлял исполнителю сведения о показаниях приборов учета, то есть именно представленный потребителем объем потребленного коммунального ресурса не определен, тогда невозможно определить и расхождение между фактическими показаниями прибора учета и представленными потребителем, а поскольку именно стоимость этого объема расхождения и является размером перерасчета, то и размер перерасчета не подлежит определению.

Подробно эту аргументацию рассматривают тут:

https://acato.ru/articles/20170522/pereraschety-po-punktu-61-pravil-354

То есть, оставаясь просто в рамках ПП 354 невозможно оспорить требование оплаты услуги не соответствующей (и кратно превосходящей) учтённого приборами расхода. По крайней мере у них (УК) заготовлен шаблонный ответ и необходимости в перерасчёте они тут не видят, а жилинспекция их в этом поддерживает.

Есть интересное решение решение Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N АКПИ16-1304 , в котором ВС РФ не усмотрел в п. 59 б) возможности нарушения прав пользователя (оплаты фактически не потреблённой услуги) т.к. по истечении 6 месяцев УК обязана проверить счётчики и провести перерасчёт. Но, однако же, видим, что возможность есть и ей всё больше злоупотребляют.

Итак, мои цели в порядке приоритета:

1) добиться перерасчёта начисленных сумм (при том, что у меня нет сейчас возможности их оплатить в таком объёме);

2) в случае, если меня лишили права удалённого ввода показаний счётчиков незаконно, я хочу добиться чтобы противоправная практика была пресечена (не только в отношении меня), а введшие её понесли ответственность;

3) если существует возможность компенсировать (даже символически, в виде извинений) потраченное время и нервы, я бы ей тоже воспользовался.

Кто-то может предложить алгоритм действий (куда и с чем обращаться), а так же аргументацию (с учётом новооткрытых обстоятельств)?

Показать полностью
, Артём Сергеев, г. Москва
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов
Юрист, г. Чебоксары

Здравствуйте, Артем! В соответствии с законом размер платы за коммунальные услуги должен рассчитываться исходя из объема потребляемых услуг на основании показаний приборов учета. Так, согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с п.42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354
«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)  размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

Пункт 80 данного Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 также предусматривает, что:

80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

При этом указанным ПП № 354:

33.Потребитель имеет право:
к(1)) при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

Соответственно праву потребителя ежемесячно передавать показания счетчиков прямо корреспондирует обязанность исполнителя принимать от потребителя показания счетчиков, в том числе удаленными способами (через телефон, интернет, и при этом исполнитель обязан проводить проверки как состояния счетчиков, так и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях: 

31. Исполнитель обязан:

ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.)и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;

Далее внесу последующее дополнение в ответ.

1
0
1
0

Абсолютно очевидно, что УК творит попросту произвол, его действия совершенно незаконны, прямо нарушаются требования, предусмотренные пп.«ж» п.31 и пп. «к(1)» п.33 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354:

Ни один телефон указанный на сайте не отвечает (то занято, то не берут трубку) на протяжении нескольких дней. E-mail указанный на сайте так же не отвечает. Судя по отзывам в интернете о данной УК, это обычное явление.

Однако, принимавшая акт инженер заметила, что «перерасчёт проводится не будет, т.к. показания были просрочены». Что до возобновления приёма показаний, то это «не быстрый процесс, возможно, в феврале». Артём Сергеев

Особенно поражает фраза: Что до возобновления приёма показаний, то это «не быстрый процесс, возможно, в феврале». То есть вышеуказанные требования ПП № 354 для УК никакого значения не имеют, абсолютное беззаконие и произвол.

0
0
0
0

Прежде чем приступить к вопросу алгоритма Ваших дальнейших действий в сложившейся неблагоприятной ситуации, начнем с того, что в случае непредставления потребителем показаний счетчиков в течение 3 месяцев расчет платы за коммунальные услуги проводиться исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса за последние предшествующие 6 месяцев в течение этих трех месяцев, когда не подавались показания (пп. «б» п.59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354). В дальнейшем, если показания не передаются более 3 месяцев, то плата за коммунальные услуги устанавливается на основании нормативов (п.60 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немедленно должен зафиксировать эти показания и произвести в дальнейшем перерасчет (обычно излишне уплаченные суммы вычитаются в последующих периодах).

В Вашем же случае УК совершенно по непонятной причине не принимает показания счетчиков, грубо нарушая закон. При этом абсолютно никаких оснований для этого нет, счетчики исправны и межповерочный интервал у них не истек.

0
0
0
0
Олег Рябинин
Олег Рябинин
Юрист, г. Сыктывкар
Эксперт

Здравствуйте, Артём!

Приведенная Вами по ссылке (https://acato.ru/articles/2017...) трактовка п.61 Правил №354, к сожалению, используется Жилищником в Москве налево и направо в ответах. В этом я уже успел убедится так же, как и Вы.

И, что самое печальное, данная трактовка даже нашла подтверждение на уровне Московского городского суда.

Вот выдержка из Апелляционного определения Московского городского суда от 14.03.2018 по делу N 33-10415.2018:

В соответствии с п. 61 указанных Правил, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Таким образом, указанный п. 61 Правил в данной случае не применим, поскольку относится к случаям предоставления потребителем показаний приборов учета.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок предоставления показаний приборов учета не установлен законодательством, и данное обстоятельство устанавливает возможность предоставления показаний приборов учета в любой удобный пользователю момент, судебная коллегия также находит несостоятельными.

 Но я все же полагаю, что данная трактовка пункта 61 Правил №354 абсолютно неверная!

Кстати со мною соглашается и жил.инспекция Москвы: https://www.mos.ru/news/item/41325073/

Основание для того, чтобы все-таки применять пункт 61 абсолютно во всех случаях перерасчета следующие:

Согласно части  1 статьи 157 ЖК РФ  размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В силу пункта 2 статьи 548  ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения, применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Кроме того, имеется уже упомянутая Вами правовая позиция Верховного Суда РФ, выраженная в решении от 16.02.2017 №АКПИ16-1304. Согласно мотивировочной части данного решения Верховного Суда РФ после применения подпункта «б» пункта 59 Правил №354 (то есть после случая непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета) Правила №354 предусматривают возможность перерасчета размера платы по итогам проверки по снятым показаниям (пункт 61 Правил №354). Необходимо отметить, что аналогичная правовая позиция о возможности осуществления перерасчета согласно снятым в ходе проверки показаниям счетчика со ссылкой на статьи 539, 541, 544 ГК РФ и часть 1 статьи 157 ЖК РФ высказывалась Верховным Судом  РФ и ранее в решении от 08.06.2009 №ГКПИ09-534.
Также аналогичная правовая позиция приведена в письме Минрегиона России от 18.06.2009 №18631-СК/14 «О разъяснениях по вопросам учета газа и расчета за поставленные объемы газа» (данное письмо, несмотря на то, что относится к газоснабжению, а не к водоснабжению, применимо, поскольку правоотношения основаны на одних и тех же нормах ЖК ФР и ГК РФ), согласно которому  если поставщик газа будет иметь документально подтвержденные данные о фактическом потреблении газа (показания исправных приборов учета), абонент вправе потребовать произвести перерасчет стоимости потребленного газа, рассчитанного ему ранее исходя из нормативов потребления. В письме на основании анализа действующего законодательства делается вывод, что  механизм расчета платы по нормативам  в случае, если приборы учета установлены, но абонент не предоставляет поставщику сведения об их показаниях за соответствующий расчетный период, носит временный характер и рассчитан на период, когда поставщику газа неизвестен объем фактического потребления.
Также часть 2 статьи 13  Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также предусматривает, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться, прежде всего, на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, а  расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны применяться только до установки приборов учета, а также при выходе их из строя, утрате или по истечении срока их эксплуатации.
Таким образом, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы. Это также неоднократно отмечал и Конституционный Суд РФ, в том числе в своем постановлении от 10.07.2018 №30-П (пункт 3.1).

С Уважением,
Рябинин Олег
1
0
1
0

По поводу алгоритма действий:

Сначала потребовать у УК провести проверку состояния индивидуальных счетчиков, подав соответствующее письменное заявление. УК обязана провести такую проверку в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления (подпункт «к(4)» пункта 33 и подпункт «е(2)» пункта 31 Правил №354).

ЗАЯВЛЕНИЕ
о проведении проверки состояния индивидуальных счетчиков
и осуществлении перерасчета
 
В соответствии с подпунктом «к(4)» пункта 33 и подпунктом «е(2)» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, требую в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения настоящего заявления, осуществить проверку состояния индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, установленных по адресу: ____________________, а также в соответствии с пунктом 61 вышеуказанных правил осуществить перерасчет начисленной платы за период с «_____»_____________20___ г. по «_____»_____________20___ г., исходя из снятых в ходе проверки показаний данных приборов учета,  и зачесть излишне уплаченные суммы в счет будущих периодов.
 

Далее подождать 10 рабочих дней (или отказа, если отказ придет раньше), и можно идти в суд.

При этом в суде потребовать:

  1. непосредственно перерасчета
  2. компенсации морального вреда (ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» )
  3. Штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», пункты 155(1), 155(2) Правил №354).

Как вариант, можно еще написать обращение в жил.инспекцию.

 

0
0
0
0

Если возможность передачи показаний счетчиков Вам не разблокируют, то в суде еще можно потребовать обязать ответчика обеспечить приемку показаний индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета, и использовать их при расчете размера платы за соответствующие коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания. Только в этом случае придется обязательно идти в районный суд.

Если же подобного требования не будет, то идти в зависимости от суммы перерасчета: до 50 т.р. — в мировой суд,свыше 50 т.р. — в районный суд.

Гос.пошлиной такой иск не облагается (пп.4 п.2 ст.333.36 НК РФ)
.

0
0
0
0
Похожие вопросы
900 ₽
Социальное обеспечение
Умер и похоронен лётчик выпускник Ейского ВВАУЛ, участник боевых действий в Афганистане
Городе Ейск. умер и похоронен лётчик выпускник Ейского ВВАУЛ, участник боевых действий в Афганистане. Узнал что могила заброшена даже нету ни креста ни надписи. Я проживаю в Оренбурге. Здоровье не позволяет заняться этим вопросом на месте. Помогите, куда обратиться, чтобы установили памятник,
, вопрос №4084057, Геннадий, г. Москва
Наркотики
Сообщить о том что показания которые давал ложные были и что на меня никто не давил, а что я из жалости к подозреваемому решил изменить свои показания, но обвинять сотрудника в чем либо я не желаю?
Приветствую Вас! Случилась такая неприятность, что я стал свидетелем уголовного дела, своего знакомого. Тот дал показания что совместно со мной употреблял вещество наркосодержащее, т.к. у него крупный обнаружен, когда ко мне пришли, я дал показания что приобретал у него, у меня наркотики не изымались, и на медосведетельствование меня не водили, в последующем когда меня позвали на очную ставку с подозреваемым, я дал показания что не приобретал, тот меня угощал лишь, а также добавил что показания были получены под психологическим давлением мои, и предоставил расписки долговые по переводам, которые ранее фиксировали как переводы за наркотики, сообщил что они были переведены за долг, предоставив долговые расписки, которые составлялись между мной и подозреваемым, провели очную ставку с оперативником, рапорт направили в СК о том что в отношении свидетеля меня т.е. оказывалось психологическое давление, сейчас речь идет о возбуждении 286 в отношении сотрудника,будут опрашивать всех сотрудников которые взаимодействовали со мной, они 100% будут все отрицать, у меня нету желания дальше в этом всем учавствовать, какой самый безопасный вариант в этом случае будет для меня? Сообщить о том что показания которые давал ложные были и что на меня никто не давил, а что я из жалости к подозреваемому решил изменить свои показания, но обвинять сотрудника в чем либо я не желаю? И что я желаю сотрудничать со следствием и помогать в раскрытии данного преступления. Я не желаю нести ответственность из за подозреваемого, помогите пожалуйста в данном вопросе.
, вопрос №4083901, Иван, г. Москва
Автомобильное право
Пристава на этот счёт говорят что ждите и не говорят сроки
Здравствуйте, являюсь правообладателем собственности, а именно автомобиля. Стоит запрет на регистрационные действия. Машину сняли с учёта в связи со смертью владельца. По данному делопроизводству долгов нет, пристава говорят что оно уничтожено. Дали бумажное постановление о снятие запрета, поехал с ним в гибдд отказали в постановки на учёт, объяснив тем что пристава должны снять в электронном виде. Пристава на этот счёт говорят что ждите и не говорят сроки. Подскажите что делать?
, вопрос №4083860, Александр, г. Иркутск
Гражданское право
Здравствуйте, я вчера случайно перевела не на тот счёт деньги, связалась с этим человеком а у него на этой
Здравствуйте, я вчера случайно перевела не на тот счёт деньги , связалась с этим человеком а у него на этой карте стоит арест , стоил ли идти с заявлением к судебным приставам чтобы они его рассмотрели, и смогут ли они вернут мне обратно деньги
, вопрос №4083600, Кристина, г. Иркутск
Семейное право
Как снять деньги совершеннолетнему юноше из накопительного счёта, какие документы нужны?
Как снять деньги совершеннолетнему юноше из накопительного счёта, какие документы нужны?
, вопрос №4082867, Руслан, г. Москва
Дата обновления страницы 29.12.2018