Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Исключительное и эксклюзивное право в договоре дистрибьюции
Добрый день! Есть договор Дистрибьюции, в котором Поставщик не предоставляет Дистрибьютору исключительное право: "Поставщик предоставляет, а Дистрибьютор, принимает на себя не исключительное право по продаже Товаров на оговоренной Договором территории" У меня вопрос. Исключительное и эксклюзивное право это тождественные понятия! Если нет в чем разница! И не нарушает ли один из вариантов закона "о конкуренции". Потому как, Дистрибьютор постоянно протоколом разногласий просит предоставить ему исключительное право! Спасибо
Екатерина, добрый день! Обычно исключительное право либо право использование (неисключительное) применяется при передаче прав на использование произведения или средств индивидуализации, с товарами вопрос менее урегулирован законом. Например в случае с правами на товарный знак — можно передать исключительное право на ТЗ (т.е. делай с ним все что хочешь включая продать/подарить права третьим лицам), а можно предоставить право использования ТЗ в определенных договором пределах, в т.ч. например территориальных (ст. 1489 ГК РФ). В вашем случае надо смотреть в целом договор чтобы, исходя из ст. 431 ГК РФ о толковании условий договора понять что имел ввиду поставщик
Екатерина, здравствуйте!
Возможно ознакомиться с договором, чтобы точно оценить ситуацию?
Екатерина, есть в Интернете следующее разъяснение:
ФАС Северо-Кавказского округа договор о передаче исключительного права на размещение и продажу ликеро-водочной продукции в согласованном ассортименте на оговоренной территории, по которому компания, передавшая исключительное право, была не вправе самостоятельно или с привлечением третьих лиц заниматься реализацией данного товара в пределах обозначенной территории, квалифицировал в качестве агентского договора (постановление от 19.04.2005 г. по делу № Ф08-1395/2005).
Отличие дистрибьюторского договора от посреднических договоров (договор поручения, договор комиссии и агентский договор) Руденко А.В. усматривает в модели, по которой действует дистрибьютор. Он всегда действует от своего имени и за свой счет. В договоре коммерческой концессии опосредуется иной экономический интерес: выгода от использования исключительных прав, в то время как в дистрибьюторском договоре такой интерес состоит в извлечении выгоды от реализации товара. Получение комплекса исключительных прав в этом случае осуществляется именно для целей продвижения и увеличения сбыта.
Дистрибьюторский договор, однако, можно снабдить элементами лицензионного договора или договора коммерческой концессии для целей более успешного коммерческого продвижения товара, сделав его смешанным. В этом случае к нему помимо обозначенных правил подлежат применению нормы о соответствующем договоре, элементы которого в нем содержатся (п. 3 ст. 421 ГК РФ).
Суть эксклюзивного права заключается в том, что сторона договора, которая его предоставляет, должна воздерживаться от заключения аналогичных договоров с другими лицами. При этом эксклюзивное право может быть предоставлено любой из сторон соответствующего договора.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.95 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» данное соглашение является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее – инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участках недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ своими силами и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела продукции, произведенной между сторонами соглашения в соответствии с положениями Закона №225-ФЗ.
Эксклюзивное условие можно включить и в дистрибьюторский договор, предоставив дистрибьютору исключительное право продажи товара поставщика на определенных условиях (согласованные срок и территория). В одном деле стороны договора поставки предусмотрели обязанность поставщика не заключать в период его действия аналогичных договоров с другими покупателями, кроме покупателя по этому договору (эксклюзивного дистрибьютора). Поскольку поставщик в нарушение принятого на себя обязательства выставил счет на оплату своей продукции третьему лицу, суд удовлетворил требование покупателя о взыскании штрафа за нарушение его эксклюзивного права, снизив его размер на основании ст. 333 ГК РФ. При этом требование покупателя суд удовлетворил частично, поскольку его довод о том, что он являлся эксклюзивным дистрибьютором всей продукции не нашел своего подтверждения (постановление ФАС Московского округа от 13.03.12 г. по делу № А40-55068/11-34-488).
При заключении договора с эксклюзивным условием следует учитывать требования антимонопольного законодательства РФ. Наличие такого условия в договоре антимонопольный орган может расценить как нарушение конкуренции. В силу п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07. 06 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, т.е. между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
По аналогии, поскольку в Российском законодательстве понятие «дистрибьютора» в принципе отсутствует можно говорить о положениях ГК РФ, регулирующих агентские отношения. В частности, согласно ст. 1007 ГК РФ агентским договором может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора. В принципе такое условие отраженное в договоре и можно назвать эксклюзивным для агента (дистрибьютора) когда на определенной территории ни другие агенты ни сам принципал (поставщик) не вправе по тому же направлению работать. Но повторюсь надо смотреть Ваш договор