Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Печать важно ли на документах?
Важно ли проставлять печать на каждом документе в связях с организацией, например приказы? Трудовой договор? Протоколы? Заявления принятые от работников?
Здравствуйте, это не всегда предусмотрено в принципе.
ГК РФ Статья 160. Письменная форма сделки
1. Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными пунктами 2 и 3 статьи 434 настоящего Кодекса.
Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки (пункт 1 статьи 162).
2. Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
(в ред. Федерального закона от 06.04.2011 N 65-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе сделку может подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 статьи 185.1, а не пункт 4.
Однако при совершении сделок, указанных в пункте 4 статьи 185.1 настоящего Кодекса, и доверенностей на их совершение подпись того, кто подписывает сделку, может быть удостоверена также организацией, где работает гражданин, который не может собственноручно подписаться, или администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При заключении трудового договора обязательно ли ставить подпись руководителя и работника на каждом листе?
9 февраля 2016
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Требования к форме трудового договора предусмотрены ст. 67 ТК РФ. Согласно ст. 67 ТК РФ трудовой договор должен быть заключен в письменной форме и составлен в двух экземплярах, которые имеют одинаковую юридическую силу. Оба экземпляра подписываются сторонами: работодателем и работником. Дополнительных требований к форме трудового договора указанной нормой не предусмотрено. Иными словами, необходимость заверения подписями сторон каждой страницы трудового договора не предусмотрена законом (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Воронежского областного суда от 10.07.2012 по делу N 33-3641, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 27.04.2015 по делу N 33-9701/2015).
Таким образом, закон не обязывает стороны подписывать каждую страницу трудового договора. При рассмотрении трудовых споров суды исходят из того, что факт незаверения сторонами каждого листа трудового договора не препятствует рассмотрению его в качестве допустимого доказательства по делу (смотрите, например, апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.11.2012 N 33-13234/2012, определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.05.2013 N 33-6720/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10.06.2013 по делу N 33-5410, апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 18.08.2014 по делу N 11-7108/2014). Вместе с тем, если при рассмотрении судебного спора выяснится, что оба экземпляра трудового договора, представленные каждой из сторон трудовых отношений с подписями только на последней странице, содержат разный текст, суд в такой в ситуации может не принять трудовой договор в качестве допустимого доказательства (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 11.08.2014 по делу N 33-17383/2014, апелляционное определение Московского городского суда от 22.07.2015 N 33-25971/15, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17.03.2015 по делу N 33-4168/2015). Поэтому заверение работодателем и работником своими подписями каждой страницы трудового договора, действительно, не лишено практического смысла.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
ГАРАНТ.РУ: www.garant.ru/consult/work_law/694831/#ixzz4a4bzgBRz
Здравствуйте, Сергей!
не обязательна печать на:
документы (приказы, распоряжения, штатное расписание (форма Т-3), личная карточка сотрудника (форма Т-2), служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма Т-10а)*, табель учета рабочего времени (форма Т-13), расчетно-платежная ведомость (форма Т-49), лицевые счета (формы Т-54, Т-54а) и т. д.)
Так как ни сами формы, ни указания по их заполнению этого не предусмартивают (разделы 1 и 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1)
Оттиск печати в соответствии с ГОСТ заверяет подлинность подписи на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинности подписи.
Каждая организация для заверения подлинности подписи должностных лиц имеет круглую печатьс собственным наименованием. Ряд организаций в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гербе Российской Федерации» использует для заверения подлинности подписей должностных лиц печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации или гербовую печать. Требования к гербовой печати установлены ГОСТ Р 51511-2001 (с изменениями N 1 к ГОСТ Р 51511-2001).
Кроме того, в организации могут использоваться печати структурных подразделений и иные круглые и треугольные печати, имеющие узкое функциональное назначение (для пакетов, для пропусков и т.п.). Печати, кроме наименования организации, могут иметь изображения товарных знаков, эмблем, символов, а также иные реквизиты, установленные нормативными правовыми актами.
Для упорядочения использования печатей в организации разрабатывается инструкция по применению печатей. Инструкция утверждается руководителем организации в связи с особой значимостью удостоверения подлинности документа.
Здравствуйте, Сергей
Протоколы, Приказы — внутренние документы организации. Требований к реквизитам не существует, если иное не установлено законом. Есть рекомендательный «ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», необязательный к применению.
Этот вопрос должен быть решен в учетной политике вашей организации или утвержден отдельным приказом генерального директора — как напишите, так и будет.
Трудовой договор: в Трудовом кодексе печать среди обязательных реквизитов работодателя не указана, в том числе для АО и ООО, ставить печать на трудовом договоре, ее отсутствие не влечет его недействительности. Вместе с тем в сложившейся практике при оформлении трудового договора печать нередко используется, что не является нарушением трудового законодательства.
Печать лучше ставить во избежании дальнейших проблем при взаимоотношениях с контролирующими органами (ФНС, ФСС, ГИТ), как у работодателя, так и у работника при подтверждения стажа. Заявления работников: какую печать туда планируется ставить? Если при приеме, как подтверждение приема заявления от работника только. Опять же все на ваше усмотрение, законом и иными НПА требований к приему заявлений от работников не предусмотрено.