Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Почему отказали в государственной регистрации земельного участка?
На государственную регистрацию было сдано дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка (госсобственность не разграничена).
Поступило уведомление о приостановлении государственной регистрации.
По мнению регистратора, если согласно сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в ранее зарегистрированном договоре аренды земельного участка со стороны Арендодателя выступает Администрация муниципального района, то и дополнительное соглашение о внесении изменений в данный договор аренды земельного участка должно быть заключено с Администрацией муниципального района со стороны Арендодателя.
В обоснование своей позиции регистратор ссылается на ст. 209 ГК РФ «Содержание права собственности».
Я полностью согласен с содержанием и нормами данной статьи, но считаю, что в данном случае ссылку на нее недостаточной для приостановления государственной регистрации.
Действительно, на дату заключения договора полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (а именно к ним относится арендуемый земельный участок), осуществлялись органами местного самоуправления муниципальных районов (согласно п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001г. N137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Однако регистратором не принимается во внимание тот факт, что согласно Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ФЗ от 25.10.2001г. № 137-ФЗ внесены следующие изменения:
- п. 10 статьи 3 утратил силу с 1 марта 2015 г.
- дополнен статьей 3.3, вступающей в силу с 1 марта 2015 г. п.2 которой установлено что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения…;
- согласно п. 3. данной статьи полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
По сельскому поселению правила землепользования и застройки утверждены решением Совета сельского поселения в 2013 году, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возникли у сельского поселения с 01.03.2016г., соответственно, с этой же даты прекращены полномочия органа местного самоуправления муниципального района по распоряжению данными земельными участками.
Кроме того, все ранее поданные на государственную регистрацию такие же дополнительные соглашения о внесении изменений в договора аренды прошли регистрацию и каких-либо замечаний по ним не возникало.
Прошу по возможности разъяснить законность отказа в регистрации.
Здравствуйте, Федор!
Регистратор прав, должно было быть заключено трехстороннее дополнительное соглашение об изменении стороны договора, поскольку в муниципальном образовании могут существовать разные органы местного самоуправления: администрация, КУМИ и т.д. из текста закона не вытекает, какой именно ОМСУ должен исполнять обязанности арендодателя теперь, т.е. какой орган вправе вносить изменения в договора и представлять их на регистрацию, поэтому необходимо доп. соглашение о замене стороны.