Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Нарушает ли заказчик закон о конкуренции?
Участвовали в запросе котировок по 44-ФЗ на размещение видеоролика.
Заказчиком является Администрация Нижневартовского района ИНН: 8620008290. Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок победителем признали второго участника ОАО телекомпания «Сфера» ИНН 8603002980 КПП 860301001. Согласно выписке из Единого реестра государственных юридических лиц от 25 ноября 2015, полученной с официального сайта http://www.nalog.ru в ОАО «Сфера» ИНН 8603002980 Заказчик является одним из учредителей акционерного общества, ставшего победителем закупки. Информация об этом указана в строке №3 сведений об учредителях (участниках) юридического лица, ИНН совпадают.
Подали жалобу в УФАС, т.к. посчитали, что таким образом при проведении закупки были грубо нарушены нормы Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 «О защите конкуренции» в части 1 статьи 17 п.1, 4, а именно: 4). участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
УФАС отклонил нашу жалобу на основании того, что Заказчик письменно пояснил им по данному доводу: администрации Нижневартовского района принадлежит пакет обыкновенных акций ОАО телекомпания «Сфера» в количестве 20 шт., что составляет 0,169% уставного капитала общества. В состав Совета директоров общества представители заказчика, а так же члены единой комиссии по осуществлению закупок не входят.
Вопрос:
Является ли решение УФАС правомерным и по каким основаниям?
В приложении оригинал жалобы и решения
- Жалоба ХМАО-Югра.doc
- Решение 1734.doc
Добрый день, Антон! Думаю, что в данном случае вам отказали правомерно, так как наличие у заказчика 0.16 %пакета акций участника запроса котировок никак нельзя считать как участие организатора в запросе котировок, поэтому пп. 4 п. 1 ст. 17 отпадает сразу. Что касается пп.1 п. 1 ст. 17, то его тоже нельзя считать основанием в данном слыучае. так как наличие этого пакета акций не дает оснований даже для признания организатора запроса котировок и выигравшего участниками аффилированными лицами, так как такими лицами, в соответствии с гражданским законодательством признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Удачи вам!
Антон, добрый день!
К сказанному коллегой добавлю, что в данном случае нормы закона О защите конкуренции на которые вы ссылались при обжаловании результатов запроса котировок не применимы поскольку с такой долей в капитале ОАО администрация действительно не может быть аффилированным лицом по отношению к обществу. В данном случае основанием для отмены результатов могли бы послужить условия выполнения заказа, однозначно свидетельствующие о том, что при их формировании ставилась цельограничить участие в закупке иных лиц, кроме данного ОАО, например требования к наличию опыта работы у сотрудников, требования к наличию у участника определенной аппаратуры, не обусловленные предметом закупок и иные ограничения, прямо или косвенно нарушающие требования ч. 1 ст. 31, ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или п. 8 ч. 1 ст. 15 ФЗ О конкуренции
Добрый день, Антон!
Вот какие разъяснения по этому поводу дает Минэкономразвития РФ
Вопрос: Об участии аффилированного с заказчиком лица в закупке товаров, работ, услуг.
ПИСЬМО
от 21 октября 2015 г. N ОГ-Д28-13720
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) и Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает следующее.
Часть 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ устанавливает единые требования, предъявляемые заказчиком к участникам закупки. При этом указанные требования не устанавливают ограничений для аффилированных лиц.
Отмечаем, что согласно части 6 статьи 39 Закона N 44-ФЗ членами комиссии по осуществлению закупок не могут быть физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок.
На основании вышеизложенного требования, установленные Законом N 44-ФЗ, не запрещают аффилированным участникам закупки участвовать в закупке заказчика, учредителя таких участников закупки. Вместе с тем необходимо отметить, что согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичная образом обстоит ситуация при осуществлении закупки по Закону N 223-ФЗ у аффилированных с заказчиком участников закупки. Закон N 223-ФЗ в силу своих диспозитивных особенностей не запрещает заказчику осуществлять такие закупки.
При этом злоупотребление закупкой у аффилированных лиц может повлечь нарушение норм Закона N 135-ФЗ.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
21.10.2015
То есть сам факт участия лица, у которого заказчик является учредителем не будет являться нарушением. При этом нарушением может быть признано создание особых условий для таких участников, не выполнимых для остальных участников закупки. В Вашем случае, к сожалению, отказали Вам правомерно.