Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Является ли это правомерным запросом со стороны данного банка?
Здравствуйте! Банк заблокировал ДБО и требует предоставить документы фин.мониторингу на основании 115ФЗ. Странность ситуации в том, что они требуют предоставить документы у меня как у клиента-физ.лица по деятельности моего ИП, которое не ведет свой р/с в данном банке. Я имею счет в нем только как физическое лицо.
Блокировка случилась как следствие перевода средств со своего расчетного счета ИП в другом банке на свой счет физического лица в этом. Является ли это правомерным запросом со стороны данного банка? Если нет- как действовать?
Здравствуйте.
Является ли это правомерным запросом со стороны данного банка?
Да, это является правомерным. Во-первых, в отличие от юридического лица, чья суть в наличии обособленного статуса и имущества, индивидуальный предприниматель всегда остается физическим лицом и в отношениях с контрагентами Вы всегда остаетесь гражданином (точнее, физическим лицом), независимо от наличия или отсутствия статуса индивидуального предпринимателя.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.
Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица… не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.
Само же право запрашивать ту или иную документацию, подтверждающую законность доходов, банкам предоставлено указанным Вами федеральным законом. Критерии подозрительности сделок многогранны и поэтому оспаривать сам запрос обычно смысла нет.
То есть нужно идти на контакт с банком и предоставлять необходимую документацию. Какую именно — это комплексный вопрос и на него можно ответить только изучив всю ситуацию, зная, какие документы Вы можете предоставить, какие сделки совершались, помимо указанной и пр.
Вы, конечно, можете попытаться оспорить законность самого запроса, написав жалобу в ЦБ или обратившись в суд, но перспектив у такой жалобы практически никаких.
Для разблокировки счета нужно, помимо предоставления самих доказательств (банковских выписок, налоговых деклараций, договоров и пр.), оформить сопроводительное письмо (пояснения), где описать максимально подробно природу средств, с помощью которых осуществлялись операции, особо ничего экзотического выдумывать не нужно, указываете «как есть». Такое письмо можно распечатать, поставить свою дату, подпись, затем сфотографировать или отсканировать. И к сопроводительному письму приложить максимально возможное количество доказательств.
Дополнительно замечу, что важно понимать, производили ли Вы криптовалютные сделки, сейчас банки очень активно накладывают ограничения, так как правовой статус криптовалют в «подвешенном», неопределенном состоянии, и банки сейчас активно блокируют (либо применяет другие меры по договору, хотя суть та же) счета по рекомендациям ЦБ в отношении счетов, которые получают денежные средства в результате операций с цифровыми активами. В частности в соответствии с рекомендациями № 16-МР от 06.09.2021 (и некоторыми другими) банкам предписали
При выявлении указанных в пункте 2 настоящих методических
рекомендаций банковских счетов, открытых физическим лицам, электронных средств платежа, оформленных на физических лиц, кредитным организациям
рекомендуется:
— обеспечить повышенное внимание к операциям таких клиентов –
физических лиц;
— рассматривать соответствующие операции на предмет наличия подозрений, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и, в случае наличия таких подозрений, реализовывать право на отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.При это речь в пункте 2 идет в том числе про операции, связанные с электронными средствами платежа (цифровые активы).
Если криптовалютных переводов не было, ситуация существенно упрощается и нужно оформить разъяснения, в которых описать суть операции и приложить все возможные доказательства. Удивляться такому запросу не стоит, нужно просто идти на контакт и показывать, что Вы — обычный пользователь.
Добрый день.
Да, указанный запрос банка правомерен. Вероятно банк увидел схему использования счета физ.лица в качестве транзитного для обнала. Возможно Вы обналичивали средства со счета после поступления, возможно делали транзакции в пользу физ.лиц и в этом случае попали под вопросы в рамках методических рекомендаций Центробанка 16-МР. Поэтому необходимо детально разбирать каждую из Ваших транзакций.
Банк вправе и обязан в полном соответствии с требованиями статей 6 и 7 115-ФЗ запросить документы и пояснения по транзакциям по счету, Вы же в соответствии со статьей 7 указанного закона обязаны представить пояснения и запрошенные имеющиеся документы.
При этом по варианту проверки деятельности ИП Вы можете встать на позицию о том, что деятельность ИП в данном банке не ведется, деньги же поступают с Вашего р.счета в ином банке, где вся Ваша деятельность проходит полную проверку, с предоставлением выписки по р.счету.
Дать какие то конкретные рекомендации относительно стратегии поведения при запросе банка возможно лишь после анализа требования банка, Ваших транзаций и пояснений что Вы уже дали( если давали), и это возможно лишь в рамках полноценной услуги в чате.
Обжаловать действия банка возможно либо в межведомственную комиссию при ЦБ, либо в суд.
Отдельно — не стоит при наличии запроса по 115-ФЗ закрывать счет. Это чревато внесением в «черные » списки ЦБ, что может вызвать проблемы с иными банками.
Все остальные моменты, в том числе стратегия поведения с банком могут быть детально разобраны в рамках отдельной полноценной услуги в чате( кнопочка рядом с фото юриста, доступна при входе на сайт через браузер)
С уважением Евгений Беляев
Не за что.
Основные риски: возможность попасть в так называемый «черный список», который может влечь отказ в банковском обслуживании или проведении той или иной операции в любом банке. Также риски испортить отношения с конкретным банком, в котором открыт счет.
Поэтому целесообразно, если Вы ни в коем случае не планируете работать с банком и предоставлять документы (по каким-либо причинам), не подавать заявление о закрытии счета, чтобы вопрос оставался «подвисшим». Однако и это не гарантирует отсутствие указанных негативных последствий.
Вы можете обратиться с жалобой в ЦБ или с иском в суд. Свое видение относительно законности этого я обозначил в первом ответе.