Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Сохранение статуса налогового нерезидента при наступлении нового календарного года
Статус налогового нерезидента в законе трактуется как человек который провел более 183 дня в течение года или в течение следующих подряд 12 месяцев.
Ситуация: гражданин РФ на конец 2015 года провел за рубежом более 183 дней в течение последних 12 месяцев, т.е. является налоговым нерезидентом.
Вопрос: Сохраняется ли данный статус нерезидента в начале 2016, если гражданин продолжает проживать за рубежом?
Такой вопрос возникает потому, что появляется информация о том, что налоговый орган может определять статус резидента для физического лица на основании календарного года, а не последних 12 месяцев. Были ли такие прецеденты, судебная практика, и как они завершились?
Налоговым резидентом РФ является физическое лицо, которое фактически находится в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. То есть только прожив в течение года 183 дня на территории РФ Вы будете налоговым резидентом РФ.
То есть правила определения резидентства/нерезидентства следующие:
— месяцы, которые учитываются в расчете, идут последовательно друг за другом.
— это не обязательно календарные месяцы, поэтому они не всегда должны начинаться с 1 числа и заканчиваться 30 или 31 числа. Они могут начаться и в середине месяца.
— 12 следующих подряд месяцев могут не совпадать с календарным годом.
Т.е. этот период может начаться в одном календарном году и закончиться в другом.
Тимур, здравствуйте!
Вопрос: Сохраняется ли данный статус нерезидента в начале 2016, если гражданин продолжает проживать за рубежом?
Тимур
Согласно ст. 297 НК РФ изменение статуса резидента/нерезидетна не привязано к началу года никак. Для того, чтобы быть нерезидентом достаточно находится на территории Российской Федерации 183 дня, но не в календарном году, а в течение двенадцати месяцев, которые начинаются или заканчиваются в текущем налогом периоде.
Поэтому статус сохраняется.
Здравствуйте, Тимур!
Такой вопрос возникает потому, что появляется информация о том, что налоговый орган может определять статус резидента для физического лица на основании календарного года, а не последних 12 месяцев.
Тимур
Письмо Минфина России от 16.07.2014 N 03-04-05/34618
Финансовое ведомство указало, что при определении налогового статуса физического лица следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом. При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в России в данном налоговом периоде.
Письмо Минфина России от 21.10.2013 N 03-04-05/43779
Минфин России указал, что при определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом.
Тимур, добрый день! К сказанному коллегами добавлю постановление Конституционного суда рассматревшего данный вопрос применительно к жалобе гр. Белоруссии
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 16-П
«По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 207 и статьи 216 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Беларусь С.П. Лярского»
Правовое регулирование, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» и признававшее налоговыми резидентами Российской Федерации физических лиц, фактически находящихся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации), порождало неопределенность относительно наличия у физических лиц, постоянно находящихся на территории Российской Федерации на начало каждого налогового периода, статуса налоговых резидентов Российской Федерации.
Эта неопределенность в правоприменительной практике преодолевалась на основании Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утверждены приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29 ноября 2000 года), прямо определявших категории физических лиц, которых следует относить к налоговым резидентам Российской Федерации на начало отчетного периода, а также закреплявших правила уточнения налогового статуса налогоплательщиков (пункт 3 раздела I).
Действующий в настоящее время критерий, по которому то или иное физическое лицо может быть отнесено к налоговым резидентам Российской Федерации по налогу на доходы физических лиц, если фактически оно находилось в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, был введен Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ (пункт 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации), в результате чего для первой половины налогового периода была преодолена проблема определения налогового статуса физических лиц. Соответственно, воля федерального законодателя при внесении изменений, исключивших указание на календарный год из условий приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации, не была направлена на то, чтобы изменить правила окончательного определения статуса налогоплательщика в конкретный налоговый период.
3.2. Налоговый статус физического лица — исходя из критерия нахождения его в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев —точно определяется на начало налогового периода, однако в конце каждого налогового периода требует уточнения по итогам этого налогового периода: наличие статуса налогового резидента Российской Федерации, устанавливаемого в начале налогового периода на каждую дату выплаты дохода, носит предварительный характер и подлежит уточнению в конце налогового периода в зависимости от продолжительности пребывания физического лица на территории Российской Федерации в данном налоговом периоде,что является основанием для перерасчета налога на доходы физических лиц, взимавшегося исходя из предварительного налогового статуса лица, который оно имело в начале текущего налогового периода.
Данный вывод подтверждается содержанием нормы, введенной с 1 января 2011 года в статью 231 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования». Ею устанавливается особый порядок возврата суммы налога на доходы физических лиц по итогу налогового периода, распространяющийся на налогоплательщиков в связи с приобретением ими статуса налогового резидента Российской Федерации: такой возврат производится соответствующим налоговым органом при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде (пункт 1.1).
Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации теперь прямо указывает на необходимость для перерасчета налога на доходы физических лиц с целью возврата соответствующих сумм подтверждать статус налогового резидента Российской Федерации применительно к конкретному налоговому периоду, а соблюдение налогоплательщиком условия пребывания в Российской Федерации не менее 183 календарных дней из 12 месяцев, следующих подряд, с учетом установленных правил исчисления данного срока позволит ему получить право на возврат налога, уплаченного ранее по повышенной ставке.
Критерий, используемый законодателем для определения статуса налогового резидента (срок пребывания в Российской Федерации), имеющий объективную связь с налоговым периодом как обязательным элементом налога и применяющийся с учетом этого периода, позволяет обеспечить определенность в отношениях между налогоплательщиком и государством.
Таким образом, данное правовое регулирование само по себе не может расцениваться как дискриминационное в отношении физических лиц в зависимости от срока их пребывания на территории Российской Федерации, а также как выходящее за допустимые пределы дискреции федерального законодателя в этой сфере.
4. Необходимость интеграции Российской Федерации в мировую экономику, способы и пределы такой интеграции, ее участия в международном экономическом сотрудничестве, основанном на признании и соблюдении равных и неотъемлемых прав человека, их защите и создании условий для реализации, определяются суверенной волей многонационального народа России, стремящегося обеспечить ее благополучие и процветание и сознающего себя частью мирового сообщества (преамбула Конституции Российской Федерации), которую выражают органы государственной власти согласно своей компетенции, определенной в соответствии с Конституцией Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июля 2012 года N 17-П).
Одним из средств мирного сотрудничества между нациями, в том числе в сфере экономики, служат международные договоры, которые выполняют также функцию источников международного права (преамбула Венской конвенции о праве международных договоров) и как таковые закрепляют права и обязанности государств-участников в качестве субъектов международного общения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 8-П).
4.1. Важным направлением экономического сотрудничества государств является разграничение их налоговых юрисдикций, а также закрепление правил налогообложения граждан и юридических лиц, которые происходят из одного государства, а свои доходы получают на территории другого, с тем чтобы было обеспечено удовлетворение фискальных интересов сотрудничающих стран и созданы условия для свободного движения труда и капитала между ними. В связи с этим особое значение приобретает устранение двойного налогообложения доходов физических и юридических лиц, а равно предоставление национального режима налогообложения физическим лицам, прибывающим из одного государства для осуществления длительной трудовой деятельности в другом.
Соглашения об избежании двойного налогообложения призваны исключить избыточность налогового бремени для физических лиц, сфера жизненных интересов и деятельности которых связана с несколькими государствами. Такие соглашения позволяют на законном основании снижать возлагаемое на них в соответствии с национальными правилами чрезмерное налоговое бремя, не затрагивая при этом критерии налогового резидентства, установленные национальными правовыми нормами.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года (ратифицировано Федеральным законом от 10 января 1997 года N 14-ФЗ) предусмотрено, что при соблюдении определенных условий доходы от работы по найму, получаемые лицом с постоянным местом жительства в одном договаривающемся государстве в отношении работы по найму, могут облагаться налогом в другом договаривающемся государстве (статья 14). В соответствии с Протоколом от 24 января 2006 года к этому Соглашению (ратифицирован Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 81-ФЗ) вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местом жительства в одном договаривающемся государстве (гражданином Российской Федерации или Республики Беларусь) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом договаривающемся государстве в течение периода нахождения в этом государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом договаривающемся государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местом жительства в этом договаривающемся государстве (пункт 1 статьи 1).
Данное регулирование, таким образом, устанавливает правила налогообложения вознаграждения за работу на территории источника дохода в порядке и по ставкам, которые предусмотрены в отношении лиц с постоянным местом жительства на этой территории, при соблюдении определенного условия, а именно при осуществлении работы по найму в течение периода нахождения в государстве источника дохода, составляющего не менее 183 дней в году, либо при осуществлении работы по найму непрерывно в течение того же периода, начавшегося в одном календарном году, а истекающего — в другом. Предусмотренная данным международным соглашением возможность применять налоговые ставки, установленные в отношении доходов резидентов, создает благоприятные налоговые условия для физических лиц, которые формально к налоговым резидентам не относятся, исходя либо из потенциально возможной длительности их нахождения на территории соответствующей страны, либо из длительности непрерывно осуществляемой ими работы по найму.
В последнем случае принимается во внимание работа по найму, осуществляемая в другом государстве непрерывно в течение 183 дней, даже если начало течения этого срока приходится на предшествующий налоговый период; в силу пункта 2 статьи 1 Протокола к Соглашению от 21 апреля 1995 года специальный налоговый режим применяется в этом случае с даты начала работы по найму в другом договаривающемся государстве, и главное условие для применения налогового режима, под который подпадают резиденты, — это длительность работы по трудовому договору, составляющая не менее 183 дней.
Сохраняется ли данный статус нерезидента в начале 2016, если гражданин продолжает проживать за рубежом?
Тимур
Здравствуйте! Он будет определен только по окончании налогового периода.
Уважаемые юристы. Предложенные ответы можно расспределить на два противоположных ответа:
а) статус определяется за последние 12 месяцев
б) статус за отчетный период определяется по итогам календарного года отчетного периода.
Если уточнить ситуацию, то гражданин получает доход 15 января 2016 находясь до этого времени более 10 месяцев за рубежом (статус нерезидента в 2015 году бесспорный). Однако уже 20 января 2016 года возвращается в РФ и проводит в стране остаток времени, т.е. в 2016 году возвращает статус резидента.
Вопрос: какой статус будет применен к гражданину в отношении полученного дохода 15 января 2016 года.
Вариантов ответов два: резидент / не резидент ;)
Если уточнить ситуацию, то гражданин получает доход 15 января 2016 находясь до этого времени более 10 месяцев за рубежом (статус нерезидента в 2015 году бесспорный). Однако уже 20 января 2016 года возвращается в РФ и проводит в стране остаток времени, т.е. в 2016 году возвращает статус резидента. Вопрос: какой статус будет применен к гражданину в отношении полученного дохода 15 января 2016 года.
Тимур
Статус налогового резидента.
Тимур, юристы не разделись на два лагеря, все правы)
Просто в данном вопросе есть два аспекта —
1) резидентство определяется за 12 предыдущих месяцев — это определяется на дату выплаты дохода;
2) резидентство определяется окончательно по итогам календарного года
В Вашей ситуации — 15 января должны удержать налог по ставке 30%, но по итогам года сможете вернуть 17%, если будете резидентом
Добрый день!
«Вопрос: какой статус будет применен к гражданину в отношении полученного дохода 15 января 2016 года.» — это зависит от нескольких обстоятельств. Если Вы работаете в Российской организации, то она как налоговый агент должна удерживать с Вашего дохода налог, и бухгалтер должен определять Ваш налоговый статус на дату каждой выплаты дохода. Порядок определения прописан в НК РФ, а также привели письма МинФина, повторю этот порядок: «2. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.» Как уже указали, эти 12 мес. могут начаться в одном календарном году и закончиться в другом. Это означает, что при получении дохода 15.01.2016г для определения налогового статуса бухгалтер должен учитывать следующий период: с 15.01.2016г по 14.01.2015г. (12 мес.). Если за этот период 183 дня на территории РФ не наберется, то Вы будете являться нерезидентом. И так будет на каждую дату выплат, пока Вы не достигнете 183 дней. В это время у Вас должны удерживать 30%. А по итогу года бухгалтер должен будет уже взять 12 месяцев календарного года, т.е. с 01.01.2016г по 31.12.2016г. Если за этот период у Вас наберется 183 дня, то Вы будете резидентом, справку 2-НДФЛ будут заполнять на 13%, но переплату Вам бухгалтер вернуть не сможет, будете делать это Вы путем подачи декларации 3-НДФЛ за 2016г.
Если Вы сами должны рассчитывать налог и платить его (например, продали что-либо или получаете доход от зарубежной компании), то определять статус будете по итогам года, т.е. с 01.01.2016г по 31.12.2016г. Если в этот период Вы будете на территории РФ более 183 дней, то будете резидентом, налог составит 13%.
Тема немного другая, но суть, необходимая для ответа на Ваш вопрос, изложена в этом письме МФ.