Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Квартиры сиротам
Здравствуйте, я стояла на очереди на получения жилья(т.к сирота) , а потом переехала в другой регион. Обратилась в органы опеки по новому месту жительства, они отправили запрос на получения личного дела в регион, где я раньше проживала, и уже в течении двух месяцев, они мне говорят, что ответа на их запрос нет. Насколько их действия правомерны? Сколько они могут ждать ответа? Расскажите о порядке обращения в гос.учреждения и как мне стоит поступить в дальнейшем
Здравствуйте, Оксана!
Уточните, Вы подавали заявление об исключении Вас из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по прежнему месту жительства и о включении в Список в регионе по новому месту жительства?
Такое заявление подается в орган исполнительной власти субъекта Федерации по новому месту жительства.
Два месяца для ответа на запрос — это чересчур много.
При этом надо учитывать, что в последнее время, с учетом появления письма Минпросвещения от 23.06.2020 г. № ДГ-812/07 «О направлении разъяснений», если ребенок-сирота достиг совершеннолетия, после чего сменил место жительства и подает заявление о включении его в Список по новому месту жительства, ему отказывают в этом, говоря о том, что он вправе был изменить регион учёта (и, соответственно, регион, где ему должно быть предоставлено жилое помещение) только до достижения совершеннолетия.
Поэтому если Вы достигли совершеннолетия и сменили регион проживания (регистрации по месту жительства), то доказывать свое право на изменение региона учёта Вам придется, вероятнее всего, в судебном порядке.Для этого потребуется знать следующие нормы законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 9 ст. 8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как указано в подпункте 3 пункта 3.1 статьи 8 указанного Федерального закона, порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее – Правила), утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397.
Пунктом 23 Правил предусмотрено, что при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
Приведенные нормативные положения свидетельствуют о том, что изменение места жительства лица из числа указанных в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» категорий граждан влечет начало (по заявлению указанных в Правилах лиц) процедуры изменения места учета такого лица. При этом никаких ограничений, связанных с возрастом этого лица, ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Правила не содержат.
Как указал Верховный Суд РФ в Определении от 11.08.2020 № 4КГ20-25-КА, в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Смена постоянного места жительства, а именно переезд из одного региона в другой, не может являться основанием для лишения Вас права на предоставление жилого помещения, как ребенку-сироте, лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.
Сейчас Вам следует выяснить, какой именно запрос (о чем) орган опеки направил в регион Вашего прежнего проживания, в какой именно орган направлен этот запрос. А далее направить в прокуратуру того региона жалобу на нарушение срока ответа на запрос. Такая мера поспособствует более быстрому реагированию органа, в который отправлен запрос.
Оксана, уточните, пожалуйста, в каком возрасте Вы поменяли место жительства с одного региона на другой? И у Вас постоянная регистрация в новом регионе (по месту жительства) или временная (по месту пребывания)?