Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Обязан ли подрядчик-ИП предоставлять гарантию на услуги, если по актам заказчик "претензий не имеет"?
Я являюсь ИП, занимаюсь разработкой ПО. У меня есть контрагент - заказчик, с которым заключен общий договор и ежемесячно заключаются доп. соглашения на выполнение конкретных работ. В конце месяца мы закрываем работы - подписываем акт с детализацией, производим расчет.
Недавно заказчик попросил о гарантийном устранении дефектов по тем работам, которые были закрыты и оплачены около полугода назад. При этом он ссылается на статьи ГК РФ 722, 724, 783.
Ни в договоре, ни в доп. соглашениях ничего не сказано про гарантийные обязательства. Вот единственный пункт из договора, имеющий отношение к работам "ненадлежащего качества", при этом, как я понимаю, распространяется он на доработки и исправления по работам, которые в процессе исполнения соглашения, еще до приемки:
[Исполнитель обязуется]
"- вносить в результаты работ предложенные Заказчиком изменения и дополнения без какой-либо дополнительной оплаты при условии, что эти изменения и дополнения связаны с отступлением Исполнителя от предоставленных Заказчиком информационных и технических требований к результатам работ, а также от утвержденных Заказчиком материалов результатов работ (п.2.1.4. Договора), в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения письменного и/или направленного посредством электронной почты требования Заказчика о необходимости такой доработки;"
А в каждом акте перечислены все проделанные работы и указано, что "Вышеперечисленные услуги выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет."
Обязан ли я в таком случае предоставлять гарантию на выполненные работы "ненадлежащего качества" сроком 2 года?
Заказчик — юр. лицо, ООО.
Уважаемый Максим! Уточните, заказчик является физическим лицом или юридическим?
Добрый день
Вы не обязаны давать гарантию на услуги/результаты работ
Однако это не означает, что вы не отвечаете за результаты работ ненадлежащего качества
Недавно заказчик попросил о гарантийном устранении дефектов по тем работам, которые были закрыты и оплачены около полугода назад
Недостатки действительно имеются? Вы их признаёте?
Добрый день, Олег, спасибо за ответ.
Да, признаю. В нашей сфере недостатки, «баги» имеются всегда — их не очень сложно обнаружить даже спустя долгое время. У нас в сметах всегда есть тестирование и отладка по результатам тестов ПО. Тестирование производится силами заказчика. Если он принял и подписал акт, то для меня это означает, что он все проверил и расписался либо в отсутствии обнаруженных недостатков, либо в том, что существующие недостатки для него некритичны.
Мне теперь надо понять, как это все выглядит с юр. стороны.
Здесь ключевое значение имеет тот факт, имеются ли в самом деле недостатки
Если они есть — заказчик имеет право требовать их устранения, независимо от того, установлена гарантия или нет
ГК РФ Статья 723. Ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы
1. В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
— безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
— соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
Добрый вечер, Максим,
если в договоре не предусмотрены конкретные условия о гарантиях, то применяются положения ГК РФ.
В случае, когда на результат работы не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота.(ГК РФ ст. 724).
Таким образом, требования законны.
С уважением, Логинов Сергей
Подрядчик в рамках своих гарантийных обязательств не отвечает за недостатки:
• которые могли быть, но не были установлены при обычном способе приемки работы, — явные недостатки (п. 3 ст. 720 ГК РФ). Вместе с тем само по себе наличие акта приемки-сдачи работ без замечаний не мешает заказчику предъявлять требования о недостатках работ. Прямо это предусмотрено в отношении строительного подряда (п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51). Но представляется, что такой вывод применим и в отношении других договоров подряда;
• если докажет, что недостатки возникли вследствие нормального износа, неправильной эксплуатации, ненадлежащего ремонта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами. Прямо это предусмотрено в отношении строительного подряда (п. 2 ст. 755 ГК РФ). Но применяется судами и в отношении других договоров подряда (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 25.08.2016 по делу N 305-ЭС16-4838, А40-59571/2015).
Да, признаю. В нашей сфере недостатки, «баги» имеются всегда — их не очень сложно обнаружить даже спустя долгое время. У нас в сметах всегда есть тестирование и отладка по результатам тестов ПО. Тестирование производится силами заказчика. Если он принял и подписал акт, то для меня это означает, что он все проверил и расписался либо в отсутствии обнаруженных недостатков, либо в том, что существующие недостатки для него некритичны.
С точки зрения права вы договорились разработать определенный продукт с определенным функционалом. Вам нужно доказывать, что данные «баги» были на поверхности и заказчик на них согласился.
Заказчик — юр. лицо, ООО.
Максим! Согласно ст. 722 Гражданского Кодекса РФ:
Гарантия устанавливается либо законом и иными правовыми актами, либо условиями договора.
Действующим законодательством предусмотрена свобода договора, т.е. стороны вправе самостоятельно определять его условия, и если Вы такое условие не желаете включать в условия договора, то вправе отказаться от предоставления гарантии.
При этом заказчик имеет право при обнаружении недостатков выполненной работы воспользоваться положениями ст. 724 ГК РФ:
И для этого нет необходимости указывать эти пункты в договоре, поскольку если в договоре не указано об этом, то применяются положения закона.