8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Обеспечение законности административно-правовых актов

здравствуйте. помогите ответить на вопрос. Обеспечение законности административно-правовых актов.

, Спиридонова Зульфия Хасиятулловна, г. Казань
Екатерина Прокофьева
Екатерина Прокофьева
Юрист, г. Ростов-на-Дону

Добрый день!

Соблюдение Конституции РФ и законов и соответствие всех других издаваемых нормативных актов действующему законодательству составляет сущность законности. Законность – это основанное на законодательстве требование общества и государства, заключающееся в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.

Законность в теории права рассматривается в 3-х аспектах: как режим общественной жизни, как принцип деятельности государственного аппарата, как метод государственного руководства обществом.

Законность как принцип деятельности – это провозглашение и закрепление в законодательстве требования соблюдать общественные предписания субъектами данной сферы отношений.

Законность как метод руководства обществом – это соблюдение правовых норм в поведении и деятельности субъектов права в сфере управления.

Законность как режим – это соблюдение и исполнение большинством участников общественных отношений правовых предписаний.

Структура законности:

°         цель законности – строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение действующего законодательства всеми субъектами права;

°         содержание законности – система взглядов и принципов, через которые происходит конкретизация целей;

°         средства, способы, приемы претворения в жизнь законности;

°         мотивированная деятельность человека (и критерии оценки деятельности).

Уровень законности в государстве, прежде всего, зависит от ее  состояния в исполнительно-распорядительной деятельности. Обстоятельства, влияющие на законность: 1) политико-правовая природа общества; 2) динамика процессов демократизации общества; 3) использование государством принудительных средств (степень, объем, уровень, формы в рамках закона).

Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт:

-          это общеобязательность законов для всех без исключения;

-          единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории РФ;

-          недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Рассматриваемый режим является общим для всех сфер госу­дарственного строительства, для всех организаций и граждан, для всех отраслей права. Конечно, в деятельности государственной адми­нистрации он имеет ряд особенностей.

1. На государственной администрации лежит задача обеспечить соблюдение юридических норм огромным числом субъектов права, юридически правомерное функционирование огромного числа госу­дарственных органов, иных государственных организаций и их ра­ботников. И в то же время работа государственной администрации многообразна и с точки зрения правовых форм (правотворчество, правоприменение, юрисдикция), и с точки зрения многообразия от­раслей и функций.

2. Главное требование законности к государственной админис­трации состоит в том, что законы и подзаконные нормативные акты должны неукоснительно соблюдаться теми, кому доверено их приме­нение и защита. Борьба с произволом администрации не менее важна, чем борьба с преступностью.

3. Подавляющее число подзаконных нормативных актов изда­ется исполнительно-распорядительными органами. В настоящее время и в ближайшем будущем чис­ло действующих подзаконных актов будет значительным. А значит, сохранится и такая особенность режима законности: подчинение администрации нормам, которые она сама выработала, а также со­держащимся в других подзаконных актах. Как правило, орган, при­нявший юридическую норму, вправе ее отменить, изменить, но он не вправе нарушить ее путем принятия правоприменительного акта. И тем более такая подзаконная норма обязательна для нижестоя­щих органов и организаций. С нею должен в ряде случаев считать­ся и вышестоящий орган (если она, например, принята исполнитель­ным органом субъекта Федерации в рамках его исключительных полномочий).

Возрастает роль и международных, государственно-пра­вовых и административных (между административно- территориаль­ными единицами, между разными управленческими звеньями и др.) договоров. Обеспечение их неукоснительного исполнения — важная задача административных структур. Для исполнительно-распо­рядительных органов и их служащих обязательны и индивидуальные акты вышестоящих звеньев исполнительной власти, а также судов и судей.

4. Государственная администрация активно занимается правонаделением: распределяет ресурсы, принимает на работу и т. д. Здесь законность и целесообразность должны органично сочетаться.

5. В ряде случаев государственная администрация вынуждена действовать при отсутствии надлежащей законодательной базы. Более того, нередки слу­чаи, когда принимаются законы, для осуществления которых у адми­нистрации нет финансов.

6. Учитывая огромный объем и разнообразие властной деятель­ности, наличие большой свободы усмотрения и отсутствие юридичес­кого образования у многих государственных служащих, для обеспече­ния режима правозаконности в деятельности государственной адми­нистрации нужна большая система гарантий.

Итак, обеспечению законности в России служит система гарантий, среди которых сле­дует различать общие условия (предпосылки) и специальные юриди­ческие, организационно-правовые средства обеспечения режима за­конности.

Среди общих условий в системе гарантий различают политические, экономи­ческие, организационные, идеологические, юридические, общественные.

Политичес­кими предпосылками законности являются режим демократии, глас­ность. А они, как показал опыт многих стран, будут реальными только в условиях существования независимого от государства гражданско­го общества, политического плюрализма, свободы печати, разделения властей.

К его экономическим предпосылкам можно отнести как до­стигнутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, многоукладность экономики при равенстве всех форм собственности, существование развитых рынков товаров, капиталов, труда, информации и т.д.

Огромное значение для существования правопорядка имеет пра­вовая культура должностных лиц и граждан, правосознание, осно­ванное на признании абсолютной ценности основных прав чело­века. Велико значение хорошо осуществляемого убеждения, в част­ности, умело организованного поощрения (идеологические предпо­сылки).

На состояние законности немалое влияние оказывают такие орга­низационные факторы, как организационная структура аппарата, ква­лификация служащих, эффективность деятельности системы право­вой подготовки кадров, четкое и рациональное разделение полномо­чий и др. Уменьшение уровня секретности, создание ведомственных центров информации и связей с общественностью, совершенствова­ние разрешительной системы, ликвидация аппаратных излишеств и иные организационные мероприятия создают условия для укрепле­ния правопорядка в стране.

К числу общих условий законности относится и состояние сис­темы законодательства (юридические предпосылки). Речь идет о качестве законов, полноте правового регулирования, процессуальном обеспечении материально-правовых предписаний, закреплении систе­мы эффективных гарантий.

Специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения законности — контроль и принуждение.

Способы обеспечения законности в государственном управлении – совокупность правовых, организационных средств и форм, применяемых государственными органами власти, общественными объединениями, гражданами для поддержания и укрепления законности и дисциплины в государственном управлении.

Среди основных способов обеспечения законности выделяют:

-          государственный контроль;

-          административный надзор;

-          обжалование неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц;

-          общественный контроль;

-          прокурорский надзор.

1
0
1
0
Похожие вопросы
Трудовое право
Подлежит ли бездействие тренера административной ответственности?
Спортсмен К. заключил трудовой договор со спортивным клубом в лице генерального директора (работодателя) на неопределенный срок. К. регулярно ходил на тренировочные мероприятия. В процессе тренировок его спортивная экипировка пришла в негодность. К. обратился к работодателю с просьбой выдать ему новую экипировку или провести ремонт. Работодатель в просьбе отказал, мотивируя тем, что он обязан выдавать спортивную экипировку только на спортивные соревнования. Ссылаясь на недостаточную физическую подготовку, работодатель не допускал спортсмена К. к спортивным соревнованиям, а затем снизил ему заработанную плату. Специалист по спортивной медицине для повышения физической подготовки посоветовал К. употребить запрещенную законом субстанцию, но К. отказался. Об этом предложении тренер спортсмена не знал. На основании статьи 80 Трудового Кодекса Российской Федерации К. написал заявление о расторжении трудового контракта по собственному желанию за две недели до срока увольнения, однако работодатель в расторжении трудового контракта отказал. 1. Правомерно ли работодатель отказал К. в выдаче новой или ремонте спортивной экипировки? 2. Правомерно ли работодателем была снижена заработанная плата спортсмену К.? 3. Правомерно ли работодатель отказал спортсмену К. в увольнении по собственному желанию? 4. К какому виду юридической ответственности подлежит деяние специалиста по спортивной медицине? 5. Подлежит ли бездействие тренера административной ответственности?
, вопрос №4141928, Бурый Виталий Станиславович, г. Москва
Военное право
Скажите есть ли правовое решение данного вопроса?
Здравствуйте.Я участник СВО,но не являюсь гражданино РФ, я лицо без гражданства.Мой контракт заключенный на 1 год закончился 17.05.2024г. Увольнять меня отказываются! Скажите есть ли правовое решение данного вопроса?
, вопрос №4141175, Дмитрий, г. Москва
Военное право
На какую юридическую и правовую помощь может рассчитывать супруга участника сво, ветерана, находящегося сейчас в зоне сво?
Добрый день! На какую юридическую и правовую помощь может рассчитывать супруга участника сво, ветерана, находящегося сейчас в зоне сво? На супругу идет колоссальное давление из-за ее деятельности по экзаменам у иностранных граждан, подставы со стороны правоохранительных органов и тд.
, вопрос №4140965, Розалия, г. Москва
486 ₽
Тендеры и закупки
Может ли заказчик принимать в качестве обеспечения договор по 223фз?
Поставщик (СМП) в качестве исполнения обязательств по контракту прикладывает три реестровые записи исполненных контрактов, из них два по 44фз и один по 223фз. Закупка проводилась по 44фз. Может ли заказчик принимать в качестве обеспечения договор по 223фз?
, вопрос №4140784, Денис, г. Пермь
2100 ₽
Военное право
В связи с несогласием был подан административный иск в Зеленоградский районный суд г
Срочно нужен адвокат, который сможет к 9:00 приехать в военную прокуратуру гражданин Улаев Артур Леонидович был признан годным. В связи с несогласием был подан административный иск в Зеленоградский районный суд г. Москвы. Не согласен поскольку имеет непризывное заболевание, которое подпадает под пункт В ст. 43 расписания болезней, в соответствии с которым ему должна быть присвоена категория годности В. На основании пункта 4 ст. 29 ФЗ от 28 марта 1998 года номер 53 "О военно обязанных и военной службе". Судебное заседание назначено на 13 июня. Решение призывной комиссии субъекта РФ по жалобе гражданина может быть обжалована им в суд. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда 13 июня. 1 июня 2024 года в сопровождении сотрудников полиции был доставлен на сборный пункт по адресу Москва улица угрешская 3 с 1 и более суток находится без связи и без лекарств. На данный момент его не выпускают, удерживают незаконно. Помогите, пожалуйста, вернуть его из сборного пункта или развернуть с части
, вопрос №4140675, Ксения, г. Москва
Дата обновления страницы 23.01.2018